27 лет после Чернобыля
Сегодня — 28-я годовщина чернобыльской катастрофы.
Четвертый энергоблок Чернобыльской АЭС взорвался 26 апреля 1986 года в 1 час 23 минуты. Несмотря на то, что станция расположена в Украине, возле города Припять, более 70% радионуклидов осело на территории Беларуси. От последствий аварии пострадали около 2 млн. жителей страны, в том числе более полумиллиона детей. Из сельскохозяйственного оборота выведено 2 млн. 64 тыс. кв. км сельхозугодий.
По данным МЧС, спустя 28 лет после аварии площадь загрязненных радионуклидами территорий Беларуси уменьшилась в 1,6 раза. В результате естественного распада радионуклидов осталось 30 тыс. кв. км радиоактивного загрязнения. Загрязненные территории остаются в 57 административных районах страны, на которых находится 2 тыс. 393 населенных пункта с населением в 1,142 млн. человек.
С 2011 года в Беларуси реализуется уже пятая по счету госпрограмма по преодолению последствий аварии на ЧАЭС, целью которой является обеспечение соцзащиты граждан, проживающих в пострадавших районах, и реабилитация загрязненных территорий. В 2013 году на выполнение мероприятий этой госпрограммы было выделено порядка 3,3 трлн. рублей.
Выступая в этом году с посланием к народу и парламенту 22 апреля, Александр Лукашенко сообщил, что политику по преодолению последствий аварии на ЧАЭС планируется скорректировать.
«Мы регионально будем смотреть, как на Припять в свое время посмотрели и создали программу развития припятского Полесья и реки Припять. Точно так мы будем по чернобыльским регионам действовать, не забывая, конечно, конкретную поддержку крестьян, сельского хозяйства и промышленности», — сказал он.
Эта тема обсуждалась и во время рабочей поездки Лукашенко по пострадавшим районам Могилевской области.
«Мы долго ничего не делали, все страдали и ждали, что нам кто-то поможет, что-то с неба может упасть, — признал глава государства 25 апреля на совещании в Климовичах. — Спустя определенное время мы поставили вопрос о реабилитации пострадавших территорий, создании условий по безопасному проживанию людей и обязательно — активного интенсивного развития этих территорий в социально-экономическом плане».
По словам Лукашенко, изменилось и отношение самих людей, которые «уже не хотят куда-то уезжать». «Здесь живут, строят жилье, рожают, растят детей, но самое главное — хотят ясной перспективы и конкретики. Не так, как это было 10-20 лет назад: будем здесь жить или не будем. Люди знают, что будут жить, но нужна более конкретная перспектива — как будут жить, где будут работать», — сказал он.
Между тем, многие ученые и экологи убеждены в том, что осваивать чернобыльские земли, жить там и вести сельское хозяйство нельзя из-за вредного воздействия радиации на здоровье людей.
Проблему негативного воздействия малых доз радиации на живой организм в свое время поднимал доктор медицинских наук, профессор Юрий Бандажевский. В 1999 году он был снят с должности ректора Гомельского государственного медицинского института, арестован по подозрению в получении взятки и осужден на восемь лет лишения. Однако, по мнению правозащитников, истинной причиной ареста Бандажевского стало его несогласие с политикой властей по преодолению последствий аварии на ЧАЭС.
Профессор Бандажевской, который после шестилетнего заключения выехал из Беларуси и сейчас проживает в Вильнюсе, убежден: для спасения белорусской нации необходимы коренные изменения в политике и экономике Беларуси. На одной из международных конференций ученый заявил, что нынешняя демографическая ситуация в Беларуси «близка к катастрофе» из-за огромного роста заболеваемости, приводящего к увеличению смертности и снижению рождаемости.
Неугодные властям исследования проводил и член-корреспондент Национальной академии наук Иван Никитченко, трагически погибший в ДТП в ноябре 2010 года. Несколько лет назад группа специалистов под его руководством разработала новую концепцию безопасного проживания людей на постчернобыльских территориях. Суть концепции сводится к тому, что радионуклиды вредны для организма в любом количестве.
Профессор Никитченко и его соратники предлагали властям отказаться от допустимых уровней содержания радионуклидов в пищевых продуктах, поскольку нынешние нормативы гарантируют получение людьми доз радиации. Никитченко направил соответствующее обращение на имя Александра Лукашенко, но оно осталось без ответа.