Белорусское образование опять требует перемен?
Белорусская система образования, переживающая перманентную ломку, вновь будет откорректирована. Соответствующее поручение во время послания к парламенту и народу сделал Александр Лукашенко.
«Наше образование нуждается в корректировке, не скажу, что нам надо каких-то реформ. Я народ успокоил, всех, у кого дети, внуки, что никаких реформ в образовании нам сегодня не надо <…> Надо почистить, скоординироваться, посмотреть, что нужно сделать в образовании. Давайте составим план на три года вперед, чтобы люди понимали и знали, что нам нужно сделать, займитесь этим в правительстве и Министерстве образования», — сказал глава государства.
По его мнению, сегодня Беларуси уже не надо столько людей с высшим образованием, сколько может подготовить высшая школа.
Мысль эта не новая. На государственном уровне уже не первый год говорят, что в образовании необходимо менять акценты — с высшего на специальное и профессионально-техническое. Этого требует современный рынок труда, которому не хватает рабочих рук, узких специалистов.
Возможно, именно в этом направлении и будут корректировать национальную систему образования.
Журналист, писатель, искусствовед, преподаватель ЕГУ Виктор Мартинович не согласен с президентом и убежден, что реформы в высшем образовании просто необходимы, потому что без них невозможна модернизация промышленности и экономики в целом.
По его мнению, белорусское образование застряло где-то в 80-х.
«Пора пересмотреть списки литературы в гуманитарной сфере. К этому делу нужно подходить современно, а не опираться на теории Маркса и Ленина. Все это безбожно устарело! Мы тормозим, опаздываем на много лет, — считает Мартинович. — У нас есть замечательная библиотека, которой не пользуются. Книги составляют преподаватели, которые учились по советской модели».
Он отметил, что Беларуси срочно нужно наладить систему обмена опытом: наши преподаватели должны ездить на Запад, западные — приезжать к нам. Только тогда можно будет говорить о каком-то развитии.
«Знания не могут быть герметичными. Это раньше, в средние века, знаний боялись. Теперь всё иначе. Их должно быть много, — говорит Виктор Мартинович. — Кроме того, белорусскому образованию требуется академическая автономность. Ректоры в университеты не должны назначаться правительством».
Виктор Мартинович согласен с тем, что в Беларуси, действительно, есть перепроизводство людей с высшим образованием. Однако ситуация в стране сложилась такая, что вместе с тем их и не хватает.
«Лукашенко говорит про ПТУ, потому что мыслит об индустрии, как мыслили в 80-х, мол, если подготовить 10 тысяч механиков, уровень экономики тут же станет выше, — говорит Виктор Мартинович. — Подумать о том, что для улучшения работы предприятия можно взять одного технолога, отправить его учиться за границу, и это поможет решить проблему, он, почему-то, не может».
Кандидат юридических наук, доцент, декан юридического факультета Гродненского государственного университета имени Янки Купалы Светлана Чебуранова убеждена: белорусское образование сегодня реформ не требует.
«Это уже сложившаяся система, — говорит она. — Ее просто можно улучшить. Возможно, необходима некоторая коррекция внутри учебных планов. Требуется практико-ориентированный подход. Одной теорией не обойтись».
«О том, что у нас образование плохое, я сказать не могу, — отметила декан юрфака ГрГУ. — Пожалуй, это подтверждает конкурс желающих поступить в наш университет, студенты с удовольствием идут в магистратуру».
Светлана Чебуранова подчеркнула, что «наши специалисты востребованы». Многие находят работу, еще будучи студентами.
«За границей наши дипломы требуют подтверждения из-за академической разницы, — говорит она. — Белорусские специалисты находят работу и за рубежом. Правда, юристам сложнее, потому что мы изучаем Конституцию и гражданское право Республики Беларусь. А кому это там надо?».
«Западное образование узкоспециализированное. Советские люди, скажем так, универсалы — могут всё, — продолжает тему проректор по учебной и информационно-аналитической работе Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка Валерий Зеленкевич. — Не исключено, что мы тоже однажды придем к такому обучению, как за границей: лучше быть грамотным специалистом в одной области, чем разбрасываться на всё».
Модернизировать образование надо, считает Валерий Зеленкевич, «но делать это лучше, смотря по ситуации».
«Я глубоко убежден, что советская школа была мощная и готовила профессионалов своего дела. Меняться, конечно, надо, но, главное, не потерять в процессе то хорошее, что у нас уже есть», — подчеркнул проректор БГПУ.
Виктор Мартинович считает, что Беларуси нужно добиваться возможности конвертирования отечественных дипломов на Западе, тогда молодежь будет иметь возможность получать дополнительные знания, продолжать обучение в других странах без сдачи каких-то специальных экзаменов, что немаловажно.
С каждым годом все больше молодых белорусов уезжают получать образование за границу. В том числе и по той причине, что диплом западного вуза позволит потом найти интересную и высокооплачиваемую работу не только в родной Беларуси, но и в любой другой европейской стране.
Как отметила бывшая белорусская студентка Зоя Новокшонова, которая, окончив юридический факультет БГУ, отучилась в британской магистратуре (+ российская профпереподготовка по программе «Менеджмент в сфере культуры» МВШСЭН), первым, что она почувствовала во время учебы, было очень уважительное отношение преподавателей к студентам.
«Для них ты не просто ученик, но, в первую очередь, партнер и коллега. Вы можете вместе работать над серьезным проектом. Это очень важно и интересно, — рассказывает собеседница. — Методика преподавания совершенно другая. Академизм в подаче знаний фактически отсутствует. Он приемлем исключительно в выставлении баллов и посещении занятий. В остальном учащийся должен самостоятельно думать, стараться правильно излагать свои мысли, много писать. Реферат, скачанный из интернета, не прокатит».
Девушка вспоминает уютную библиотеку, где приятно было работать. Необходимая литература — всегда доступна.
«Такого, чтобы пять студентов сидели над одной книгой и судорожно выполняли задание, нет, — говорит она. — Книг хватает. Их много как по количеству, так и по объему информации. Если нужна какая-то редкая книга, ее обязательно найдут. Просто надо прийти заранее и заказать ее. Книги можно брать на руки».
По ее словам там, как и в Беларуси, преподаватели делают акцент на самостоятельности. Вся разница в том, что у нас студент может и не найти нужный материал, а в британской магистратуре тебе все время помогают.
На вопрос могла ли она получить аналогичное образование в каком-нибудь белорусском вузе, девушка категорично заявляет — нет, хотя бы потому, что в нашей программе отсутствуют многие важные дисциплины, а если и вводятся, то сами преподаватели не имеют понятия, как их доносить до учащихся.
Мария ВОЙТОВИЧ