В Тростинце нужен памятник жертвам гитлеровского и сталинского режимов

Источник материала:  
23.04.2014 18:16 — Новости Общества


22 апреля в Минске прошел круглый стол по вопросам увековечения памяти жертв массовых расстрелов советского периода и времени нацистской оккупации в урочище Благовщина и в районе деревень Малый и Большой Тростенец Минского района.

По словам участника встречи, историка Игоря Кузнецова, еще в начале 1990-х годов депутат Верховного Совета Евгений Цумаров поставил вопрос о том, что необходимо создать мемориал в Тростенце. Он нашел ряд свидетельств и документов о том, что расстрелы в этих местах проводились не только во время нацистской оккупации, когда осенью 1941 года здесь был создан лагерь смерти Тростенец, но и до войны. А в ночь с 24 на 25 июня 1941 года здесь были расстреляны заключенные минских тюрем — так называемые «политические».

«В 1994 году было принято постановление о создании мемориала, — напомнил Кузнецов, — но прошло двадцать лет, и только сейчас решение вопроса начало выходить на финишную прямую. Наши коллеги в Германии организовали сбор средств (собрано, по разным источникам, от 500 тыс. до 1 млн. евро, а всего планируется аккумулировать около 9 млн. евро). С этой инициативой выступила общественность тех городов Германии и Австрии, из которых были депортированы в Минск для уничтожения около 30 тыс. евреев».

Однако, по словам историка, на встречи и конференции в Минске, где публично обсуждались эти проблемы, не был приглашен ни один из исследователей, которые затрагивают вторую сторону Тростенца — предвоенные расстрелы, казни начального периода войны. «В результате состоялся, как я говорю, своеобразный «предварительный Мюнхенский сговор» между белорусской властью и, с другой стороны, IBB Dortmund и его филиалом — минским IBB о создании мемориала жертвам лишь гитлеровского режима», — отмечает Кузнецов.

В 1963 году в память о жертвах лагеря Тростенец был установлен обелиск. В урочище Шашковка, где производилось уничтожение людей, стоит памятный знак, там, где была кремационная яма-печь, также стоит знак. На месте сарая, в котором оккупанты расстреляли и сожгли накануне освобождения Беларуси мирных граждан, установлен мемориальный камень.

«А в урочище Благовщина, в 50 метрах от городской свалки, стоит скромный мемориальный знак, — утверждает Игорь Кузнецов. — И мемориализация начнется не с Благовщины, где, по официальным данным, лежит в рвах-могилах более 150 тысяч расстрелянных, а в районе деревни Малый Тростенец — в чистом поле».

У исследователя есть сомнения в том, что все собранные за рубежом деньги дойдут до этого мемориала, а не будут вовлечены в какую-нибудь коррупционную схему. «Гарантией может быть создание какого-то общественного совета, строгий контроль за расходом средств, — считает он. — И, конечно, это должен быть мемориал жертвам двух режимов».



Андрей КОРСАК
←Вярхоўны прадстаўнік ЕС "рашуча асудзіла" смяротнае пакаранне віляйчаніну

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика