Под небом Минска показали «живую» бронзу Жбанова

Источник материала: Mir24.TV Belarus  
19.04.2014 21:05 — Новости Общества

Минск, 18 апреля. В Минске представили работы самого известного скульптора Беларуси. Это он в конце 1990-х изменил образ столицы и других городов, причем не только белорусских. Глядя на ироничные, легкие статуи Жбанова, сложно поверить, что он прошел Афганистан и первые работы посвящал воинам-интернационалистам. Его творения в буквальном смысле приближены к людям – они никогда не возвышаются на постаменте. «Незнакомка», «Почтальон», «Дама с собачкой» живут среди людей, отмечает корреспондент телеканала «МИР 24» Нона Нерсесян.

Им дают прикурить. Или пожимают руку. С ними фотографируются. Работы Жбанова словно живые люди, с которыми хочется пообщаться и посидеть рядом. Михайловский сквер расположен рядом с вокзалом. Там проходит выставка скульптур Владимира Жбанова под открытым небом. У каждой скульптуры здесь своя история и за каждой стоят реальные судьбы. Например, у молодого человека в кепке, который просит прикурить, был реальный прототип, известный продюсер Владимир Галынский. Чуть позже здесь появилась «Девочка с зонтиком». Это своеобразный отклик художника на события 1999 года в Минске, когда в ужасной давке на станции метро «Немига» погибли несколько десятков человека, из которых большинство были юные девушки-подростки.

Скульптор Жбанов как будто оживил улицы, площади и скверы своими бронзовыми скульптурами. Он был первым в Беларуси, а может и в СНГ, кто приблизил искусство к людям, сняв памятники с постаментов. И лишь теперь публика видит «скамейку» только на пьедестале.

«Я хотела сделать так, чтобы вы увидели, каким Жбанов был при жизни, сколько он творил помимо тех работ, которые знают, о чем думал, как рассуждал. Здесь представлены отрывки писем, написанные его рукой, фотографии», - говорит вдова Владимира Жбанова Жанна.

На выставке собрали то, что Жбанов хотел показать, но не успел. Выставка-послание «От меня…» - своего рода знакомство с неизвестной стороной жизни скульптора. Его персональную выставку подготовили ученики и близкие, экспонаты собирали по всей стране. Многим нравится почерк скульптора. Немецкий Дюссельдорф приобрел одну из работ Жбанова. Любуются творениями мастера и в Подмосковье.

Лариса Михневич, куратор выставки Жбанова, вспоминает, как Адлер настойчиво просил руководство города Могилева: позвольте нам у себя поставить такого же «Звездочета»! Мы пересмотрели все европейское современное искусство и поняли, что аналогов такому памятнику, такой теме нет нигде в мире. Согласны были ставить за любые деньги, но Могилев решил быть единственным, говорит Михневич.

Правда, не все модели Жбанова вышли из мастерской на улицы. «Царская охота» так и осталась в пластилине. Жбанов мечтал поставить ее в одном из парков Минска. Это самая трудоемкая скульптура – он работал над ней почти 10 лет. Неоконченной осталась и работа, которую Жбанов хотел преподнести олимпийскому Сочи. Также на выставке представлен набросок скульптуры «Фотограф-грузин», таким образом мастер впервые показал себя как портретист.

Жанна Жбанова рассказывает, что Жбанов все делал по памяти. Когда она приходила, он говорил: «Ну-ка, ну-ка, дай, я посмотрю», и что-то исправлял.

Владимир Жбанов 13 лет преподавал в художественном училище имени Глебова. Он брал начинающих скульпторов к себе в подмастерья и не боялся делиться творческими секретами.

«Он мне мог в пять утра позвонить: всё, давай, поехали на работу. Я говорил: Владимир Иванович, так утро же! Он говорил: у скульптора нет выходных. Так и работали. Он хотел сделать солдата из меня», - вспоминает Ярослав Филиппович.

Они вместе сделали «Маленького генерала». Жбанов говорил Ярославу: ты - мои руки, твори!

«Владимир Иванович рос в семье военных и в принципе лепил из себя мальчика, который втайне от отца примеряет генеральский китель. Так у него родилась идея. Он мне говорил, нужно увеличить эскиз, я брал сварку, варил каркас, набрасывал пластилин. Доводил до определенной пропорции, а Владимир Иванович уже заканчивал. В дальнейшем он мне больше доверял, даже мои эскизы принимал», - рассказал Филиппович.

Однажды Жбанов сделал скульптуру, навеянную народными мотивами. В ночь на Ивана Купалу влюбленные идут искать цветок папоротника голыми. Тогда он и подумать не мог, что на скульптуру повесят ярлык «эротическая». Жбанов очень возмутился этим и сказал: «В Париже лежит Нептун, все хозяйство вывалил, с прической причем. Так это памятник скульптуры 16-17 века!»

Его любили и уважали, критиковали и ругали. Но Жбанов всегда отстаивал свое мнение. Если надо, он шел наперекор всему. В Минске и других городах мира до сих пор стоят его работы из «живой» бронзы.

Mir24.TV Belarus  (оригинал новости)
←"Артефакт с Юлией Чернявской". Гигиена в эпоху прогресса: казусы и триумфы

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика