Война против памяти
Нет покоя после гибели Ивану Черняховскому и в Прибалтике. Он был похоронен на одной из площадей Вильнюса. После провозглашения независимости Литвы в 1991 году мемориал мгновенно оказался в немилости у новых властей, усиленно боровшихся с памятью о «проклятом советском прошлом».
Останки легендарного генерала были перенесены на Новодевичье кладбище в Москве, а памятник — в Воронеж. Именно отсюда войска Черняховского начали свое победоносное шествие на Запад. Не забыли его местные жители. Деньги на перевоз и установку монумента собирали всем миром, по копеечке, по рублику. И стоит сегодня украинец Иван Черняховский в русском городе Воронеже.
Бронзовые и гранитные солдаты уже мешают в зарубежье и «дальнем», и «ближнем». В Таллинне пытались спасти Бронзового солдата под улюлюканье полиции и марши ветеранов эстонской дивизии СС. Памятник советскому солдату перед Музеем Вооруженных сил в Ташкенте за одну ночь превратился в памятник солдату узбекскому. Под покровом ночи куда-то исчезла с постаментов и вся военная техника.
Взорван величественный монумент в Кутаиси. А ведь это уже не памятник «оккупантам». Это монумент погибшим землякам. Триста тысяч воинов-грузин не вернулись с фронтов Великой Отечественной. Вся «вина» их в том, что они были советскими солдатами.
Откуда такая неприязнь к памяти у тех господ, которые еще вчера клялись в вечной любви и дружбе? Сегодня они уже идут следом за приспешниками «бандеровцев». Думаю, это уровень их внутренней культуры, который поддерживается только хрустом ассигнаций.
Горько, обидно и стыдно перед воинами Великой Отечественной. Перед ветеранами и теми, кто пал в сражениях. У моей бабушки с войны не вернулись все братья. И таких семей тысячи и тысячи на белорусской земле. Без памяти нет будущего. И хранить ее вечно — наш долг. Долг наших детей и внуков. Замечательно сказал по этому поводу поэт Роберт Рождественский в своей поэме «Реквием»: «Это нужно не мертвым! Это надо живым!»
Александр ШЕВКО, «СГ»