"Заходишь домой и никто тебя мамой не называет". Девятилетнюю Ксению Жукову, которая вернулась домой после похищения, отправят в школу-интернат
"Не знаю... Может быть это и… ", - слово "правильно" Галина так и не смогла произнести.
Друзья и знакомые характеризуют Галину Жукову как человека доброго, трудолюбивого и непьющего. По словам собеседницы, основной претензией к ней как к матери было то, что она из-за работы уделяла недостаточно внимания воспитанию и обучению несовершеннолетних.
Работа от заката до заката
После переезда в Стригово Галина Жукова устроилась в местный колхоз. Зарплаты на воспитание семерых детей не хватало и женщине пришлось искать более прибыльную работу. Нашла ее в Бресте на предприятии "Санта Бремор". Работает посменно: день, ночь, два дня дома. По словам Галины, зарплата и условия труда там намного лучше, но, к сожалению ездить приходится в Брест.
"На дневную смену я встаю в 2 часа утра, - описывает свой рабочий день Галина, - В три часа я выхожу из дома. До железнодорожного вокзала в Кобрине мне из Стригово приходится идти пешком - попутку в такое время не словить. За два лишних миллиона куда угодно зайдешь. В 6.10 автобус из Кобрина отъезжает в Брест и завозит на Санту. Примерно в 19.45 нас из цеха выпускают. В 20.20 мы отправляемся из Бреста и в половину десятого, что утром, что вечером я в Кобрине. А b города уже на попутке можно обратно добраться. Около 22.00 я дома. А какой выход? За полтора - два миллиона смысла нет здесь (в Стригово. - TUT.BY) работать".
Пока мама на работе, семья живет по принципу "старшие смотрят за младшими". Иногда за детьми приглядывает соседка Галины, замдиректора Стриговской детский сад-средней школы Людмила Медведева. Так, возможно, и продолжалось бы, если бы не история с похищением Ксюши.
"Степановна (Людмила Степановна Медведева. - TUT.BY) за ними смотрела полностью. Иногда баба Аня присмотрит. Но это все до поры до времени - я это понимаю и осознаю. Конечно, если бы не было этого ЧП, так бы мы и росли потихонечку. А после всего случившегося тут уже… Уже никто не позволит, чтобы дети были одни дома", - делится своими мыслями Галина.
Без штампа
Биологический отец детей семье практически не помогает. Они жили, как говорит Галина, "гражданским браком", без штампа в паспорте. После расставания, чтобы обязать бывшего сожителя выплачивать алименты, Галине необходимо установить через суд его отцовство.
"На себя он деток так и не записал. Хотела подать в суд, но это опять же деньги. Один анализ ДНК перед Новым годом стоил 1 миллион 700 тысяч рублей. Это мне на пятерых какие деньги нужны. Мне, конечно, пояснил юрист, он эти средства будет обязан возместить, но это будет потом, да и возместит ли? Если сколько мы жили, он нигде не работал, а я две-три работы тянула".
Об этом Галина детям не рассказывает, а наоборот, старается создать положительный образ папы.
"На день рождения стараюсь покупать два подарка: один от меня, а второй - говорю, что от папы. Хочется, чтобы у них что-то хорошее было по отношению к отцу, чтобы не было злости".
В будущее Галина смотрит с тоской:
"Представьте, заходишь домой и никто тебя мамой не называет, никто тебе на шею не вешается. Ну как это так? <...> Мой Сереженька привык спать со мной. Когда мне в ночную смену, он ложится с Катей, старшей дочкой. Я не представляю как он будет. Я его ночью с дивана перенесу, так он все-равно ко мне придет".
"Она их очень любит"
В местной школе отношение к Галине положительное.
"Она детей очень любит. Она всегда старается им купить что-нибудь, приготовить. Как-то зашла к ним домой, а у нее гора шикарных пирогов на столе", - поделилась своими наблюдениями замдиректора Людмила Степановна.
На хорошем счету в школе и дети Галины.
"Дети физически очень развиты. Они бегают так, что я хочу связаться со школой олимпийского резерва, чтобы приехали и их посмотрели. Я первый раз вижу детей такого возраста с такими данными к легкой атлетике. <…> Мама их очень любит и дети очень любят маму", - рассказала замдиректора.
СОП и НГЗ
Пока все дети в семье. Тем не менее, как пояснили TUT.BY в Кобринском районном социально-педагогическом центре (СПЦ), вскоре двое средних сыновей отправятся в санаторную школу-интернат. Ксения к ним присоединится после того, как закончатся следственные мероприятия. Двух младших в приют могут отправить после того, как у мамы закончится больничный - Сережа сломал руку. Как упоминалось ранее, старшие сын и дочка, которые учатся в Кобрине, останутся с мамой.
В районном социально-педагогическом центре TUT.BY сообщили, что пятеро детей Галины были признаны находящимися в социально опасном положении. Решение было принято на заседании Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в виду того, что "мать недостаточно внимания уделяла воспитанию и обучению несовершеннолетних, <…>семья длительное время являлась малообеспеченной, санитарно-гигиеническое состояние дома и двора находилось в неудовлетворительном состоянии, имелась задолженность по оплате за детский сад".
В районном СПЦ также добавили, что всеми силами стараются помочь семье Жуковых.
"От нас требуют, чтобы мы признали их (детей. - TUT.BY) нуждающимися в государственной защите, но мы будем писать, что пока там НГЗ (нуждающиеся в государственной защите. - TUT.BY) нецелесообразно. Что это значит? Есть учет детей, находящихся в социально опасном положении. Если ситуация не меняется в лучшую сторону, а показатели ухудшаются, тогда мы имеем право ходатайствовать в райисполком и признать детей нуждающимися в госзащите и забрать их из семьи. Но на теперешний момент там (в семье Жуковых. - TUT.BY) основной негативный показатель - то, что мама оставляет детей самих и они бесконтрольны".
Как пояснили в районном СПЦ данная мера временная.
"Эту ситуацию мы будем контролировать. Летом детей можно будет отправить в лагерь на месяц. Еще на один месяц Галина возьмет отпуск. Что-то мы будем смотреть. С сентября месяца школьники дальше поедут на Молчадь (в школу-интернат. - TUT.BY). По крайней мере, на первую четверть", - сообщили в Кобринском районном социально-педагогическом центре.
Не исключено, что к концу текущего года дети смогут вновь вернуться к Галине.
"В Кобрине обещают открыть цех Санты и меня могут перевести сюда. Говорят, что в этом году откроют. Если будем здесь, на месте, то я в любом случае смогу вовремя быть дома. Этот период нам надо просто перетерпеть", - делится Галина.
Солидарны с Галиной и в районном СПЦ:
"Если к этому времени откроют цех в Кобрине и маму переведут сюда, то, в принципе, уже контролировать [маме детей] будет легче".
За возвращение дочки Галина Жукова выражает благодарность:
Дедушке Васе из города Горки, который в Орше кормил Ксюшу и дал ей денег на дорогу. Высокому красивому парню в Минске на вокзале, который накормил девочку, купил билет и посадил на электричку. Дедушке и бабушке, которые высадили Ксюшу в деревне Тевли. Поисково-спасательному отряду "Ангел" и милиции, которые круглосуточно искали ребенка. Дяде Владимиру, который вез Ксюшу на фуре, покупал ей продукты, носки, угощал конфетами и следил за тем, чтобы ребенок был в целости и сохранности.
"Всем, кто принимал участие в поиске, говорю огромное спасибо".