Встать! Суд пришел судью судить!
31 марта в Верховном суде завершилось судебное следствие и прошли прения сторон по делу бывшего заместителя председателя суда Октябрьского района Могилева Магомеда Умарова и адвоката Анатолия Гомонова.
Обвиняемый Гомонов после оглашения приговора, скорее всего, пойдет домой, а Умаров должен отправиться на долгие годы туда, куда сам не раз оправлял им же осужденных. Так считает гособвинитель.
Напомним, что заместителя председателя суда Октябрьского района Магомеда Умарова задержали 20 июня 2013 года прямо на рабочем месте за получение взятки. Тогда же в качестве посредника был задержан и адвокат Анатолий Гомонов. Операцию проводили оперативники КГБ. К слову, родственники экс-судьи утверждают, что за ними до сих пор «следят чекисты».
Слушание дела началось 19 марта, тогда же стала известна окончательная редакция обвинения.
Магомеду Хайбулаевичу Умарову инкриминировалось совершение преступлений по ч. 3 ст. 430 УК (получение взятки должностным лицом, занимающим ответственное положение повторно в крупном размере), ст. 13 ч. 2 ст. 431 (приготовление к даче взятки в крупном размере повторно), ст.13 ч.3 ст. 209 (приготовление к завладению имуществом путем обмана и злоупотребления доверием (мошенничество, совершенное в крупном размере).
Анатолий Андреевич Гомонов обвиняется по ч. 1 ст. 431 (дача взятки) и ч. 1 ст. 209 (завладение имуществом путем злоупотребления доверием (мошенничество).
Сегодня государственный обвинитель просил суд признать Умарова виновным по четырем эпизодам, в которых фигурировали суммы от одной до шести тысяч долларов, которые, по версии следствия, судья получал или требовал за смягчение наказания фигурантам уголовных дел, рассматриваемых в райсуде.
В итоге прокурор счел, что 59-летний бывший служитель белорусской Фемиды достоин наказания в виде 14 лет лишения свободы в колонии усиленного режима с конфискацией имущества. Свою вину Умаров не признал ни в ходе следствия, ни в суде.
В последнем слове Магомед Умаров свою позицию не изменил. Он, в частности, завил, что его уголовное преследование стало результатом оговора заинтересованных лиц. В их числе — свидетели и оперативные работники КГБ. Последние, по словам обвиняемого, всё сделали так, как это было нужно им.
Сам же Умаров, по его словам, за 22 года службы, из которых 10 — в должности зампредседателя, никогда взяток не брал, жил скромно и честно. Найденные у него в сейфе 2700 долларов и 200 евро и 3000 долларов в кармане пиджака, как он заявил, являлись личными сбережениями семьи и деньгами от продажи автомобиля.
Также Умаров заявил, что его необоснованное уголовное преследование стало настоящим кошмаром для семьи. «Моих родных продолжает преследовать КГБ, в квартире до сих пор стоят жучки, — сказал он. — Мой сын вынужден был уволиться из прокуратуры Могилевской области, ему не дали работать».
Для 64-летнего Анатолия Гомонова, в прошлом он сотрудник милиции, обвинитель нашел основания требовать наказания в виде ограничения свободы сроком на 1,5 года без направления в исправительное учреждение открытого типа.
Предлагая суду столь мягкое наказание для обвиняемого, прокурор имел на то веские основания. Гомонов свою вину признал сразу после задержания, активно сотрудничал со следствием и раскаивался в суде. «Раньше я был человеком, сейчас — никто», — сказал он в своем последнем слове.
Приговор по этому уголовному делу будет оглашен 7 апреля.
…В самом начале судебного заседания, сидевшая позади женщина в черном, обратилась к корреспонденту Naviny.by и сказала: «Вы обязательно напишите, что за нами уже восемь месяцев следит КГБ». Когда она покидала в слезах зал заседаний, ей было предложено высказать свою позицию, но ограничилась лишь словами: «Я ничего комментировать не буду, я уже всё сказала, в этом мире нет справедливости».
Виктор ФЕДОРОВИЧ