В Гомеле решается судьба 200 тысяч евро, собранных на лечение Лены Новик, не дожившей до операции

Источник материала:  
31.03.2014 12:31 — Новости Общества

Гомельские волонтеры спорят, как потратить более 200 тысяч евро, собранных на лечение Лены Новик, не дожившей до операции. Мнения о том, на какие цели должны быть израсходованы эти средства, разделились. Часть волонтеров требуют передать деньги на операции нуждающимся детям. Другие убеждены - необходимо помочь медучреждению, в котором они лечатся.



Напомним, с осени прошлого года неравнодушные гомельчане cобирали деньги на спасение одиннадцатилетней Лены Новик.

Девочке-сироте, страдающей лейкозом, требовалась пересадка костного мозга. Операцию были готовы сделать в немецкой клинике. За сравнительно короткий срок удалось собрать более 210 тысяч евро. Возможно, это рекордная сумма, поступившая на целевой благотворительный счет, предназначенный для лечения ребенка.

Лена, которой к тому моменту исполнилось 12 лет, была доставлена в Германию. Однако до операции не дошло - 23 февраля текущего года девочка умерла.

13 марта прошли ее похороны, на которые пришли десятки человек. А вскоре в тематических группах соцсетей начались дебаты о том, как правильно распорядиться деньгами, потратить которые по назначению, увы, не удалось.

TUT.BY пообщался с людьми, которые хорошо знакомы с ситуацией, но имеют разные мнения по поводу того, каким образом она должна разрешиться.

"Никому не хочется совершить ошибку и объясняться с правоохранительными органами".

Одна из собеседниц, не захотевшая чтобы мы указывали ее имя, представила позицию официального опекуна - Галины Сандюк.

Девушка рассказала, что 5 марта счета, на которые поступали пожертвования, были закрыты. За исключением одного в немецком банке, к которому нет доступа, и одного - в АСБ "Беларусбанк". На последний аккумулировались собранные и конвертированные в европейскую валюту средства:

- Пошли разговоры о том, что их присвоили, но на самом деле это не так - деньги остались и никуда не уходят. На лечение в Германии мы не потратили ни евро. Единственное, недавно получили счет - нужно оплатить транспортировку тела Лены из Германии - гроб, бальзомирование и другое. Все это обошлось порядка 5000 евро.

К тому же счет в "Беларусбанке" целевой - средства могут быть использованы исключительно на трансплантацию костного мозга Лене Новик. По словам юриста, с которым мы консультировались, это серьезная загвоздка и ее предстоит решить. Пока же мы не можем обналичить эти деньги или даже перевести на лечение какого-то другого ребенка, не нарушая закон.

Никому не хочется совершить ошибку, а потом еще объясняться с правоохранительными органами.


Неофициальный опекун девочки - волонтер Олег Максимович - провел в больницах с Леной последние полгода ее жизни. Он предложил учредить благотворительный фонд имени Лены Новик и внести собранные на ее лечение деньги как уставной капитал. Однако среди сетевой общественности нашлось немало противников этой идеи.

Тогда был предложен другой вариант - оказать помощь медицинским учреждениям, в которых лечатся больные лейкозом дети. В частности - республиканскому центру в Баровлянах или детскому гематологическому отделению в гомельском Республиканском научно-практическом центре радиационной медицины и экологии человека.

Это может быть покупка детского реанимобиля, аппаратов искусственного дыхание, другого медицинского оборудования или, например, самого необходимого для родителей, которые находятся вместе со своими детьми в Баровлянах.

- Пускай бы сам центр предоставил список нужного оборудования, которое можно приобрести за эти деньги, а мы его купим, - уточняет собеседница. - Сейчас мы пытаемся узнать, как это, опять же, грамотно сделать. Ведь медучреждение должно каким-то образом все правильно оформить, принять на баланс. Это главный вопрос…

Кстати, немецкие врачи не понимают, почему детей из Беларуси стараются везти к ним - ведь в нашей стране есть специализированный онкологический центр. Но если бы на самом деле имелось все, что нужно, Лену не пришлось бы везти в Германию, и не было бы вообще подобных сборов средств.

Что же касается денег, поверьте, сейчас Галина сама хочет поскорее "отдать" их, чтобы из-за всей этой истории память о Лене не смешивалась с грязью.


"Не хотим, чтобы за наши пожертвования покупали компьютеры и кожаные диваны"

О том, с чем не согласна часть людей, вносивших пожертвования, TUT.BY рассказала создатель одной из групп по сбору средств Анастасия Красновская.

"Изначально, сбор велся на доверии, т.к. счет на операцию выставлен не был, клиники менялись, а опекуны обещали все лишние деньги перечислить потом другим нуждающимся детям…" - написала она в редакцию.

Пока, по словам Анастасии, обещание выполнено лишь частично - на лечение детей перечислено в общей сложности 27 тысяч евро.

"Участники сбора подняли вопрос о том, что сейчас многие дети нуждаются в срочной помощи. Появился пост Олега Максимовича о том, какие ужасные условия в больнице в Боровлянах, о том, что врачи виноваты в смерти девочки, о маленьких зарплатах врачей и соответствующем обращении к пациентам.

Далее Олег сообщил, что на вырученные деньги собираются открыть фонд, из которого будут доплачивать врачам, покупать медикаменты. Также было предложено купить кожаные диваны и компьютеры в больницу… Это вызвало бурю негодования среди участников сообществ в социальных сетях. В комментариях люди умоляли отдать деньги больным детям"
.

- Мы жертвовали деньги на спасение жизни девочки, - говорит Анастасия, - и категорически не хотим, чтобы они ушли на покупку телевизоров, диванов, компьютеров. Собранные средства должны быть потрачены на лечение больных детей.

Даже в Гражданском кодексе есть статья, согласно которой деньги, полученные в ходе целевого сбора на благотворительные цели, должны расходоваться именно на эти цели.

Нам говорят, что нужно в целом менять систему здравоохранения, отношение к больным детям. Но кожаные диваны и компьютеры этому не помогут. А закупка оборудования - это вообще процесс, прозрачность которого проконтролировать очень сложно.


***
Возможно, золотой серединой мог стать один из озвученных волонтерами компромисс. Согласно ему, половина суммы должна быть израсходована на помощь медучреждениям, а вторая часть - на лечение остро нуждающихся в помощи детей.

←В Витебске за уклонение от армии парень получил 1,5 года «химии»

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика