Белорусские наркозно-дыхательные аппараты. Претензии, которые могут стоить жизни пациентам
Как рассказал TUT.BY разработчик белорусских наркозно-дыхательных аппаратов Михаил Сасин, колбу нужно снимать, чтобы в экстренных случаях недлительное время применять наркозные аппараты как аппараты искусственной вентиляции легких. Например, когда в районной больнице не хватает аппаратов ИВЛ. Случалось, "мы по требованию заказчика делали так, чтобы можно было переключать аппарат на вентиляцию пациента воздухом из помещения, не снимая колбы", - рассказывает Сасин.
Почему данное конструкторское решение - недостаток? Импортные аппараты в случае исчезновения кислорода автоматически отключают подачу закиси азота и переходят на вентиляцию окружающим воздухом помещения - для этого снимать ничего не нужно. Это TUT.BY подтвердили в представительстве немецкого производителя. Такие модели выпускаются уже в течение 12-15 лет.
Однако заведующий реанимацией Минского онкодиспансера уверен, что при прекращении подачи кислорода в системе и импортные, и белорусские наркозно-дыхательные аппараты переключаются на обычную вентиляцию пациента воздухом из помещения. "Если прекращена подача кислорода, то продолжать наркоз на этом аппарате нельзя. Но человека, который до этого был введен в наркоз, можно вентилировать до того момента, пока он не придет в сознание. Даже если кислород будет отсутствовать, и импортный, и белорусский аппарат будет вентилировать больного комнатным воздухом. Никакую колбу снимать не нужно", - говорит врач.
Можно, конечно, обвинять анестезиологов в незнании конструкции аппарата. Но такому заблуждению есть другое объяснение. Оно кроется в инструкции к белорусским наркозно-дыхательным аппаратам.
- В тексте инструкции к белорусскому аппарату не говорится о том, что нужно снять колбу с абсорбентом для того чтобы в случае прекращения централизованной подачи кислорода (чего в современной клинике, правда, быть не должно) вентилировать больного воздухом из помещения.
В инструкции к аппарату "МК-1" на этот счет говорится только, что "кратковременная контролируемая искусственная вентиляция легких без добавления необходимого количества кислорода регулятором 5 запрещается", но при этом отмечается "возможность вентиляции больного воздухом в случае отсутствия кислорода" является достоинством аппарата.
Правда, Михаил Сасин говорит, что в инструкцию совсем недавно все же внесли примерно такую фразу: "При прекращении централизованной подачи кислорода, наркоз на аппарате проводить нельзя, но есть возможность вентиляции пациента воздухом из помещения, для чего нужно снять колбу с абсорбентом".
- На аппарате может не сработать сигнализация, сообщающая о серьезном падении уровня кислорода. В брагинской истории предварительное следствие установило дефект аппарата МК-1, на котором проводилась операция. При падении давления кислорода в системе до уровня в 1,5 атмосферы аппарат МК-1 сигнал тревоги не издает.
Вместе с тем, директор СП ООО "Респект-плюс" уверяет, что сигнал тревоги может не сработать только если кислород отсутствовал уже при включении. Но это не менее странно.
Старые аппараты - прошлое?
Стоит обратить внимание, что аппарат "МК-1-2", фигурировавший в истории с "Экомедсервисом" - последнее поколение белорусских аппаратов. Как и аппараты "ВИАН-3-турбо". Сегодня в учреждения здравоохранения Беларуси поставляют только эти модели.
Вместе с тем, старые модели, закупленные лет 7 назад, еще стоят в больницах. А значит, их ошибки нельзя назвать прошлым.
- У аппарата "ВИАН 1-2" дыхательный объем может колебаться - плюс-минус 50 мл. Отклонения допускают технические характеристики аппарата ".
В 2009 году от разрыва легких в Ивацевичской больнице умер 1,5 годовалый малыш. У ребенка был острый ларинготрахеит, и ему делали искусственную вентиляцию легких белорусским аппаратом "ВИАН 1-2". Анестезиолог установил на аппарате ИВЛ параметры дыхательного объема на уровне 200 мл. А у малыша с такой массой тела (11 кг) он всего 110-140 мл. К тому же дыхательный объем на белорусском аппарате может колебаться - плюс-минус 50 мл. Малыш умер от разрыва легких. Три анестезиолога Ивацевичской ЦРБ получили по три года лишения свободы условно.
Возможно, колебания дыхательного объема и не сыграли роли в гибели малыша, но после этого случая вышел приказ Министерства здравоохранения, запрещающий применять белорусские аппараты у младенцев. Новые модели наркозно-дыхательных аппаратов фирмы "Респект-плюс" разрешено использовать для вентиляции детей от трех килограммов.
В СП ООО "Респект плюс" отмечают, что в аппарате "ВИАН 1-2" есть не только режим работы по объему подаваемого воздуха, но и режим работы по давлению. А в новых моделях аппаратов, которые сегодня поставляются в учреждения здравоохранения, при работе на малых объемах колебания составляют всего плюс-минус 1 мл.
Как сообщили в Министерстве здравоохранения, сегодня аппараты "ВИАН-1-2" выводятся из обращения в больницах Беларуси. В этом году планируется крупномасштабное переоснащение учреждений, сообщают специалисты.
Мнения врачей о белорусских аппаратах
Александр (имя изменено по просьбе врача), работал врачом-анестезиологом областной больницы и часто ездил в командировки в районные больницы области.
- Года два назад у меня была ситуация, подобная случаю в "Экомедсервисе". Была экстренная операция. У пациента присутствовала патология, угрожающая жизни - то есть операцию пришлось бы делать в любом случае. Девушке было чуть больше 30. Сделал вводный наркоз, она уже самостоятельно дышать не может, заинтубировал, подключил к аппарату "МК-1-2". Аппарат работает, меха (их видно) качают, экскурсия (движение. - TUT.BY) грудной клетки есть. Поплавок плавает, газ шипит - в аппарат подается. Никаких сигналов тревог. А пациентка начинает синеть - у нее начинает падать давление и показатель содержания кислорода в крови - это видно на мониторе. Проверил, в трахее ли трубка. Отключил аппарат, начал качать ручным мешком и девушка порозовела. Опять подключил аппарат - картина та же. Слава богу, был другой аппарат - доисторический, но работающий. Операция прошла успешно, с девушкой все в порядке. В этой ситуации повезло, что вовремя хватился. Если бы увидел проблему через 5 минут - мозг уже умер бы. А ведь предполагается, что в такой ситуации аппарат должен подавать тревогу.
После инцидента в больницу пригласили специалистов "Респект-плюс", которые установили, что был забит клапан подачи свежих газов.
Как отмечает Михаил Сасин, этот фильтр персонал должен промывать перед началом работы.
В Минском городском онкодиспансере стоят американские, немецкие и белорусские аппараты ИВЛ. Главный врач Минского городского онкодиспансера Владимир Караник рассказывает:
- Когда я только начинал свою работу в конце 90-х, у нас в одном из учреждений стоял дыхательный аппарат ДП-5, в котором объем регулировался гаечным ключом, и не было вообще никаких контролирующих систем. Морально устаревшую технику, которой было полно в больницах, нужно было менять. Так появились аппараты фирмы "Респект-плюс". С течением времени техника постоянно совершенствуется, увеличивается количество функций и число контролирующих систем, но любая техника может выходить из строя. Задача медперсонала - не надеяться на то, что аппаратура отработает, а принять все меры, чтобы сбои не отразились на пациенте. Поэтому сегодня у нас, как, наверное, и во всех медицинских учреждениях, принято при любой операции с одной стороны проводить контроль работы аппарата, а с другой - обязательно работает система мониторинга жизненно важных функций организма пациента.
Любая сложная техника делится на две категории: та, которая уже выходила из строя, и та, которая еще выйдет. Поэтому в операционном блоке и в отделении реанимации на случай выхода из строя есть резервные аппараты ИВЛ. Но нужно сказать, что за последние годы мы ни один аппарат экстренно, в операционной, не меняли.
Сбои в работе есть по всем машинам, и белорусским, и импортным. А критических отказов с остановкой аппарата и обеспечением неадекватных режимов вентиляции легких у нас за последние почти три года, как я работаю, не было.
Случаев, когда во время операции пропал централизованный кислород, у нас не было. Мы только что провели эксперимент: сымитировали прекращение подачи кислорода, а именно, в конце операционного дня перекрыли вентиль. Заведующий реанимацией доложил, что у всех аппаратов сигнализация сработала. Кроме того, на случай отказа системы централизованного снабжения кислородом, у нас в хирургическом корпусе имеется резервная кислородная станция, которая автоматически включится при падении давления в системе. Поэтому в настоящий момент безопасность анестезиологического пособия определяется не только и не столько надёжностью конкретного аппарата, а в большей степени, четким выполнением требований по выбору аппарата (базовый, расширенный, высокотехнологичный), требований по мониторингу и организации работы.
Игорь, 13 лет работал анестезиологом-реаниматологом больницы в крупном районном центре.
- Когда я стал реаниматологом, начинал свою деятельность на древней российской технике (аппараты ИВЛ "РО-6", "Полинаркон", "Фаза". А потом появились уже наши. Радовались им, как новым игрушкам. Но на самом деле у них проблема с программным обеспечением, да и механически иногда зависают. Но если начеку, то все можно исправить без последствий для пациентов.
Журналист TUT.BY побывал на производстве "Респект-плюс", пообщался с директором компании, а также разработчиком белорусских наркозно-дыхательных аппаратов.
"Наши аппараты прошли испытания, сертификацию и госрегистрацию в Беларуси, России, Украине. В настоящее время они ни в чем не уступают аппаратам немецкой фирмы Draeger, швейцарской Hamilton", - говорят в компании.
В ПК ООО "Респект-плюс" обратили внимание, что в памяти всех аппаратов фирмы записываются параметры и режимы работы, тревожные сигналы, остановки и отказы. Поэтому есть возможность "поднять" информацию по каждой конкретной операции. Данные хранятся в течении 10 лет (для примера, на немецких аппаратах они стираются через 8 часов после окончания операции). "Это позволяет иметь объективную информацию и своевременно принимать меры по устранению недостатков и совершенствованию аппаратов белорусского производства", - сообщили в компании.