Автоматизированная система оплаты проезда: самые распространенные вопросы
Они появятся не на каждом турникете - от двух до шести штук на вестибюль в зависимости от пассажиропотока станции. После того как вы приложите универсальную БСК к этому устройству, должен погаснуть световой индикатор "красный круг" на передней панели турникета, а "зеленая стрелка" должна загореться. На табло валидатора появится надпись "Оплачено". Тогда путь на станцию свободен.
- Как владелец электронного проездного может увидеть, сколько поездок на нем осталось?
- Когда пассажир прикладывает смарт-карту к валидатору первый раз, он оплачивает поездку. Приложив БСК к валидатору второй раз в течение одной поездки (до конечной остановки), пассажир увидит в окошке устройства информацию о балансе проездного, например: "Осталось 10 поездок" или "Истекает через 5 дней".
- Не спишется ли дополнительная поездка, если я второй раз поднесу карточку к валидатору?
- Учитывая сказанное ранее, этого опасаться не стоит. Но подчеркну: когда автобус, троллейбус или трамвай приходят на конечную остановку, данные об оплате проезда, так сказать, обнуляются. Даже если вы едете на том же транспортном средстве, но оно отправляется в новый рейс, надо снова приложить электронный проездной к валидатору или пробить другой талон (на нем отпечатается не только дата, тип и номер подвижной единицы, но и время).
- На бумажных проездных мы видели, на какие виды транспорта они распространяются. Как это будет видно на электронных?
- Вообще-то никак. Но при продаже электронного билета пассажиру должны дать чек с информацией о сроках действия проездного документа и записанных на нем тарифах. Так покупатель может убедиться, что на смарт-карту записали нужные ему данные. Пока система войдет в нормальное русло, рекомендуем сохранять чеки.
- Как контролеры будут проверять, оплачен ли проезд владельцем смарт-карты?
- При входе в транспортное средство ревизоры с помощью специальной БСК блокируют валидаторы и электронные компостеры. Так что, теоретически, у "зайцев" мало шансов пробить талон или валидировать проездной при появлении проверяющих. Единственная рекомендация пассажирам в связи с этим: если входите в салон вместе с контролерами, обратите на себя внимание, чтобы ревизоры случайно не причислили вас к безбилетникам. Для проверки оплаты проезда они используют переносной терминал контролера: к нему подносят электронный проездной, и появляется слово "Оплачено". В противном случае пассажиру грозит штраф.
- Вдруг терминал контролера отобразит неверную информацию или моя смарт-карта даст сбой. Как можно это доказать?
- Специалисты филиала "Агентство Минсктранс" и Минского метрополитена утверждают, что такие ситуации легко разрешимы. Дело в том, что каждая БСК имеет номер, записанные на ней данные и все действия, произведенные с ней, отображаются в процессинговом центре филиала. Там видно также, если вдруг электроника в транспортном средстве выходит из строя, например самопроизвольно блокируется. Пассажиры могут обратиться в эти подразделения в спорных ситуациях и для проведения экспертизы БСК. Процессинговый центр филиала "Агентство Минсктранс" размещается по адресу: Партизанский пр., 6 (тел. 246-98-71). Экспертизу радиокарты метро можно провести в здании метрополитена на пр. Независимости, 6 (тел. 219-51-72).
- Я инвалид 2-й группы, имею право бесплатного проезда в общественном транспорте. Надо ли мне получить какую-то специальную карточку, чтобы пользоваться льготой с 1 апреля?
- Как сообщили в "Минсктрансе", пассажиры, обладающие правом бесплатного проезда, по-прежнему могут пользоваться установленными льготами, предъявляя контролерам соответствующие удостоверения и справки. В перспективе для таких минчан выпустят персонифицированные (именные) бесконтактные карты, на которых будет записана информация о льготах. Получить такие карты можно будет в специальных пунктах, которые откроются во всех районах города. О подобных новшествах горожан оповестят дополнительно.