Согласие и координация
Какие спорные вопросы нужно успеть решить до создания Евразийского экономического союза?
Интеграция Беларуси, России и Казахстана вот-вот перейдет на новый уровень — с начала января 2015 года должен заработать Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Но проект договора о союзе в полном объеме должен быть согласован и подготовлен уже к началу мая. Ожидается, что во время встречи в Астане его подпишут главы трех государств на заседании Высшего евразийского экономического совета. В соответствии с договором страны будут осуществлять согласованную, скоординированную и, где это необходимо, единую политику в макроэкономике, финансовом секторе, промышленности, регулировании действий субъектов естественных монополий, охране и защите интеллектуальной собственности.
«Наши страны прошли уже несколько этапов интеграции. Так, от зоны свободной торговли мы перешли к ТС и ЕЭП. Практика показывает: каждый последующий этап должен опираться на полноценный предыдущий. Поэтому самым большим риском, актуальным для сторон-участниц, является риск построения Евразийского союза на базе неполноценного Таможенного», — уверен начальник Главного управления внешней экономической политики Минэкономики Роман Бродов.
Один из самых непростых вопросов касается технического регулирования. По мнению Мин-экономики, для ликвидации барьеров в торговле достаточно полноценного внедрения в ЕАЭС концепции взаимного признания. Ее суть заключается в том, что госорганы признают сертификаты, свидетельства и разрешительные документы друг друга. «Проще говоря, что хорошо для потребителей одной из стран, должно быть приемлемо и для партнеров. Такой подход хорошо зарекомендовал себя в Евросоюзе. У нас же он позволил бы улучшить деловую среду, взаимоотношения потребителей, производителей и регулирующих органов. Если, конечно, у сторон нет скрытых намерений использовать сферу техрегулирования друг против друга в качестве запасного варианта ограничительных мер», — считает Роман Бродов.
Кроме того, по проекту договора об ЕАЭС у нашей страны есть замечания и предложения по ряду важных позиций. Так, спорный момент документа — предлагаемое Евразийской экономической комиссией правило применения антидемпинговых пошлин к ранее ввезенным товарам. «Мы возражаем против таких подходов, потому что субъекты внешней торговли должны иметь понятные и предсказуемые условия работы», — отметил представитель Мин-экономики.
Наша страна предложила сторонам также перейти к формату единого рынка услуг в транспортной и строительной сферах с января следующего года. А вот в вопросах развития АПК пока настаивает на сохранении действующего порядка и уровня господдержки, несмотря на внутренние решения России, уже вступившей в ВТО. Корректировки прежних договоренностей, по мнению начальника управления, не должны ущемлять интересы других стран «тройки». Если только это не осознанный шаг.
«Каждый из партнеров в переговорном процессе идет на уступки, часто осознавая, что быстрой выгоды компромисс не принесет. Так, например, мы одномоментно повысили ставки ввозных таможенных пошлин на легковые автомобили. С января прошлого года унифицировали тарифы на грузоперевозки, что существенно осложнило финансовое состояние предприятий, у которых транспортные расходы в стоимости продукции занимают значительное место. Это привело к резкому росту тарифов на внутриреспубликанские перевозки грузов. Также в полном объеме взяли на себя обязательства России перед ВТО, были вынуждены ввести симметричные с утилизационным сбором в России меры», — перечисляет Роман Бродов. По его словам, в проектируемом союзе ключевой и связующий с предыдущими объединениями фактор — экономический. «Строгое понимание этого тезиса, а также факт того, что он лежит в основе национальной переговорной позиции, позволяет максимизировать национальные интересы», — уверен начальник управления.