Четвертая линия метро: где будут располагаться и как будут называться станции
Четвертая линия минского метро - дело очень отдаленного будущего: у нас еще за третью не взялись как следует. Но мы почти точно знаем, где будут расположены станции и как они будут называться.
Метро в Минске начали строить в 1977 году - тогда предполагалось, что в городе будет три линии. Но при этом собирались сделать два "вилочных" ответвления: от "Пушкінскай" - в сторону Масюковщины, а от "Аўтазавадской" - в Чижовку.
Несколько лет спустя концепцию пересмотрели и от ответвлений отказались. Зато уже 35 лет назад проектировщики нанесли на план станцию "Заходняя" - сейчас ее проектное название "Чырвоны Бор". И хотя в "макрорайоне" Каменная горка построили почти две сотни зданий, за новую станцию в этом углу города браться не спешат. Еще из интересностей на старом плане - станция "Камсамольская" на первой линии (с пометкой "перспективная"), которая должна была появиться практически прямо под зданием КГБ.
В конце девяностых на планах появилась и четвертая линия. Согласно одному из первых прожектов, она должна была пройти из Чижовки примерно в Новинки - вероятно, там собирались построить огромный микрорайон из панельных домов.
Однако вскоре концепцию пересмотрели и северную часть будущей четвертой линии "загнули" к Веснянке и "ромашке" "БелЭкспо". В последние годы четвертую линию чаще всего рисуют именно так, с конечными "Вяснянка" и "Ташкенцкая" (всего 11 станций и примерная протяженность - 16,5 км). Давайте пройдемся по будущим станциям.
"Вяснянка"
Пересечение Орловской и проспекта Победителей. Вполне возможно, ее назовут "Палац Незалежнасці".
"Нававіленская"
Пересечение Орловской и Нововиленской.
В нынешних условиях станция там может быть нужна лишь для пересадки на Новинки. К тому времени, вероятно, тут снесут весь частный сектор и застроят его многоэтажками.
"Парк дружбы народаў"
(варианты: "Бангалор" или "Сурганава")
Будет находиться под одноименной площадью, на пересечении Богдановича и Сурганова.
Здесь будет пересадка на третью линию метро. К тому времени различного рода бизнес-центров и многофункциональных торговых комплексов станет еще больше.
"Дом друку"
Пересечение проспекта Независимости и Сурганова (согласно другим планам - немного западнее, между кинотеатром "Октябрь" и БНТУ).
Здесь будет пересадка на станцию "Акадэмія навук" первой линии.
Скорее всего, станция получит другое имя: к 2030 году Дом печати грозились вынести за пределы МКАД за 73 миллиона евро. Но комплекс строений Дома включен в Государственный список историко-культурных ценностей, поэтому сами здания сохранятся. Кто знает: возможно, здесь появится коворкинг "Дом друку" или смузи-бар с аналогичным названием.
Интересно, что, согласно одной из схем, четвертая линия должна пересекаться с первой не здесь, а на станции "Плошча Якуба Коласа", но такой вариант встречается лишь пару раз.
"Платонава"
Пересечение Сурганова и Платонова.
Людей в этом месте проживает очень немного, и вряд ли стоит ожидать значительного пассажиропотока на этой станции, если только не вынесут научные учреждения, "Амкодор" и промышленное предприятие по 1-му Твердому переулку.
"Уральская"
Примерно на пересечении улиц Уральская и Менделеева.
Здесь райончик застроен пятиэтажками, пассажиропоток на станции обещает быть небольшим. Но если за МКАД вынесут Тракторный завод, снесут всю малоэтажную застройку в квартале улиц Столетова - Запорожская - Передовая - Бумажкова и построят на их месте городок из "мапидок", тогда станция не будет столь же пустынной, как "Першамайская".
"Даўгабродская"
(варианты названий - "Трактарны завод" или "Алега Кашавога")
Станция разместится в треугольнике Олега Кошевого - Долгобродская - Грицевца и будет пересадочной на вторую линию.
Пассажиров здесь всегда хватает, не надо ничего сносить и выносить.
"Аўтавакзал "Усходні"
Станция будет находиться примерно под одноименным автовокзалом.
Хотя одна из схем и показывает расположение станции немного севернее, у перекрестка улицы Олега Кошевого и Партизанского проспекта, все же наиболее вероятно, что выходы из подземки будут возле автовокзала: здесь перекресток пяти улиц, наземный транспорт расходится по семи направлениям.
Правда, сам автовокзал может и не дожить до открытия метро: транспортники всерьез считают, что гораздо удобнее пользоваться маленькими диспетчерскими станциями в глубине микрорайонов.
"Пляханава"
Пересечение проспекта Рокоссовского и Плеханова - это и сейчас крупный пересадочный узел.
"Малініна"
(другое название - "Серабранка")
Перекресток проспекта Рокоссовского и Малинина.
К югу от этой улицы располагается парк Грековой - с вводом метро для всей Серебрянки он может стать аналогом парка Челюскинцев. И пассажиропоток может быть примерно таким же, как на станции "Парк Чалюскінцаў".
"Ташкенцкая"
(другое название - "Чыжоўка")
Скорее всего, станция будет у перекрестка улиц Ташкентской и Голодеда, хотя одна из карт и показывает ее расположение южнее - у пересечения Ташкентской и Уборевича.
Район плотнозаселенный, пассажиропоток обеспечен. Интересно, что, по одному из вариантов, поезда могут пойти в Чижовку не под землей, а по метромосту через Чижовское водохранилище.
Пересечение улиц Ташкентской и Голодеда
Пересечение улиц Ташкентской и Уборевича
Поскольку точного проекта всей линии еще нет, варианты карт в разных источниках отличаются друг от друга. Так, на сайте "Минсктранса" линия из Чижовки заканчивается станцией "Парк Дружбы Народаў", а дальше не идет. На сайте "Минскметростроя" выложены две версии - полная и укороченная, с пометкой, что северный участок третьей линии будет построен в 2018-2030 годах, а четвертая ветка - "перспектива".
Кстати, в прошлом сентябре начальник службы текущего и перспективного развития ГУ "Столичный транспорт и связь" Александр Каптюх говорил, что продление третьей линии от "Юбілейнай" в сторону Зеленого луга будет вестись с одновременным строительством пяти станций четвертой линии так, чтобы вместе они образовали полукольцо. Таким образом, в пределах так называемого Второго городского кольца образуется комплекс пересекающихся линий с пересадками на "Акадэміі навук", "Трактарным заводзе", "Кастрычніцкай", "Фрунзенскай" и "Плошчы Бангалор". А все, что за пределами этого кольца, - очень уж отдаленная перспектива. Ведь у нас еще даже современного механизированного проходческого щита нету.
Тем временем фанаты транспорта предлагают свои варианты дальнейшего развития четвертой линии. Так, северный ее конец предлагают продлить в Веснянку и Масюковщину/Домбровку, сделать пересадку на "Кунцаўшчыне" или "Каменнай Горцы" и отправить дальше на юг, в Сухарево.
Фото: из архива автора, CityDog.by, behance.net.