Наркотики в школах и колледжах: "сегодня это поток", "дети приходят обкуренные на занятия"

Источник материала:  
12.03.2014 17:30 — Новости Общества

Целый поток сообщений об употреблении наркотиков сегодня поступает в милицию из минских школ. Если раньше дети курили спайсы и учителя это тщательно скрывали, то сейчас ситуация изменилась. Подростки перешли на марки. А педагоги могут сообщать о замеченных в школе малолетних наркопотребителях, не боясь санкций со стороны чиновников. Что будет с родителями и "пойманными" детьми? Какие ученики попадаются на наркотиках? И почему родители узнают обо всем последними?




"Что скрывать, дети сегодня приходят обкуренные на занятия",
- говорит на пресс-конференции заведующая подростковым отделением УЗ "Городской клинический наркодиспансер" Людмила Шпаковская. И попадаются на этом даже самые положительные подростки - умнейшие. "Они учатся в колледжах, институтах, они отличники". В "клиентах" у Людмилы Шпаковской - дети врачей, бизнесменов, учителей, военных.

"Как правило, родители замечают проблему, когда проходит год-полтора систематического употребления", - говорит специалист. Практика показывает, отмечает она, что от жизни отстают все. Родители - потому что не успевают отслеживать действия своего ребенка в интернете и думают, что их проблема не коснется. "Оказались не готовы к ситуации и мы (в продаже имелись наркотики, которые некоторое время распространялись безнаказанно. - TUT.BY). Наркоторговцы идут впереди нас", - отмечает Шпаковская.

Раньше по школам ходили спайсы, сегодня - марки, рассказывает заместитель начальника отдела профилактики УОПП ГУВД Мингорисполкома Евгений Абрамович. Это видно по обращениям педагогов в милицию.

Учитель, заметив неадекватное поведение ученика или застав за потреблением чего-то, должен вызвать скорую и милицию. Но в школе или колледже тщательно скрывали такие случаи: боялись наказания, недоброй славы.

В Минске с этим стали работать. Как рассказал Евгений Абрамович, в марте 2013 года был издан совместный приказ Комитета по образованию и ГУВД Минска, в котором прописали, что если из учреждения обращаются по подобному поводу в милицию, школу наказывать не будут. И поэтому если раньше по поводу употребления наркотиков в столичную милицию было 5-10 сообщений в месяц из школ, то сегодня, говорит Абрамович, это поток.

"Раньше это была проблема МВД и Минздрава. С 2013 года к ее решению подключилось Министерство образования", - говорит начальник отделения управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми ГУВД Мингорисполкома Сергей Барзаковский. Теперь опыт Минска передается на всю Беларусь.

В плане употребления и распространения спайсов-марок правоохранителей особенно беспокоят учреждения профтехобразования.

"Дети, которые будут рабочими, съезжаются в столицу со всей Беларуси. Дискотек больше, мест для свободного времяпрепровождения больше - но они требуют денег. И соблазнов больше",
- отмечает Абрамович. В начале февраля в ГУВД составили план работы по средним специальным учреждениям образования.





Попался. Какие последствия?

Если подростка застали за употреблением или под действием наркотика в школе-колледже, то преподаватель обязан вызвать скорую и милицию.

"Это касается любого общественного места. Составляется административный протокол", - рассказывает заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних Мингорисполкома Елена Герасименко. Поэтому даже если ребенок употребил один раз и попался - как минимум это административное дело. "Как максимум, в зависимости от того, что употреблял ребенок и с какими целями, - уголовное дело. Если учащийся не достиг возраста уголовной ответственности за данный вид преступлений, то будет отказ в возбуждении дела", - рассказывает Елена Герасименко. И административное дело, и материалы об отказе в возбуждении уголовного дела будут рассматриваться на заседании комиссии по делам несовершеннолетних.

После одного отказа в возбуждении уголовного дела или после трех административных дел ребенка направят на реабилитацию в лечебно-воспитательное учреждение в городском поселке Кривичи Мядельского района. "Это не тюрьма, а учреждение образования. Детей привлекают к различным видам труда, они там держат хозяйство, выращивают овощи. Как правило, через полгода дети возвращаются совсем другими. Родители даже просят хотя бы на полгода отправить, потому что мера действенная", - рассказывает Елена Герасименко.

Но даже после того как ребенок попался за употреблением наркотиков впервые, его ставят к врачу-наркологу на учет, с которого со временем могут снять. "Если родителей и даже друзей пугает эта ситуация, то лучше не ждать, пока задержат, а обратиться к наркологу самостоятельно. В этом случае любая помощь оказывается анонимно и до 18 лет - бесплатно. Помогают психологи и психотерапевты", - рассказывает Людмила Шпаковская.

В 2013 году во всех школах Минска на родительских собраниях выступали наркологи. "После таких собраний родители приводили своих детей. И часть из них действительно, как оказалось, употребляли психоактивные вещества. У остальных были семейные проблемы - с ними работали психологи, психотерапевты", - говорит Шпаковская.





Сегодня примерно 70% подростков к наркологам как раз ведет милиция, около 20% - родители и 10% - приходят сами или приводят друзья, говорит врач.

В 2013 году число поставленных на профилактический учет в Минском наркологическом диспансере подростков выросло в 8 раз. Если в 2012 на учет с диагнозом "наркомания" поставили всего 18 подростков, то в 2013 - 144.

8 017 3344226 - телефон общественной организации "Матери против наркотиков", в которой открылись несколько групп помощи родителям.


Эпоха гаджетов

Часть детей попались на наркотиках, которые тогда еще были легальными, говорит заведующая подростковым отделением наркодиспансера Людмила Шпаковская.

Беда в том, говорят специалисты, что сегодня у детей есть телефоны, "интернеты", электронные кошельки, и родители не всегда контролируют переводы денег по ним.

"Но какая мама может стать грудью и закрыть интернет, убрать телефон от ребенка? - рассуждает Людмила Шпаковская. - В классе учится 25 человек, я у своего ребенка заберу телефон, и он придет как белая ворона? Как на него будут смотреть остальные? Это для него психотравма. И это послужит поводом, чтобы опять-таки что-то сделать и употребить. Мы не можем защитить детей от их эмоционального состояния в этом возрасте".





А действовать надо до того, как ребенку исполнится 5 лет, отмечает Елена Герасименко. Если в этом возрасте ребенок рос в среде скандалов-разводов, его использовали как орудие борьбы против супруга, то в подростковом возрасте эти дети наиболее подвержены разным формам зависимости. Причем наркотическая - это только один из видов зависимости. Теперь очень распространена компьютерная.

"Созависимость формируется на втором году жизни"
, - обращает внимание врач Людмила Шпаковская.

Предложений купить наркотик - море, но все-таки не каждый зайдет в интернет и станет искать спайс или марку. Единственное, что может защитить, - "никогда не пробовать - это стопроцентная гарантия того, что ребенок не "подсядет". У нас есть случаи, когда в 14 лет подросток попробовал один раз, а в 15 попробовал еще раз - и "подсел", - обращает внимание сотрудник наркодиспансера.

←"Психология навынос": Формула успешного расставания, или Чем чреват секс с бывшим

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика