Наркоторговля в Беларуси. Власть проиграла битву с «кислым дьяволом»
В Беларуси ежегодно совершается не менее 40 000 000 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, психотропных веществ и прочей дури. Статистика неофициальная, но в ее основе — ранее публично озвученные данные и расчеты, сделанные по российской оценочной формуле наркоситуации. Впрочем, как ни считай, на наркофронте государство терпит унизительное поражение…
Спрос рождает предложение
Спрос на наркотики, и это бесспорный факт, прямо пропорционален количеству наркопотребителей. Закон рынка: есть спрос — обязательно будет и предложение! А потому есть только один путь, чтобы сбить волну наркотизации общества — существенное сокращение спроса на наркотики и прочие вещества. Увы, ни карательные, ни пропагандистско-профилактические методы и мероприятия должного эффекта не дают. Наркоманов становится все больше.
Двадцать лет назад на учетах в наркодиспансерах находилось менее двух тысяч наркоманов. С учетом латентности считалось, что тогда в Беларуси было не менее 40 тысяч наркопотребителей. Аналитики МВД отмечали, что республика находится вне зоны внимания международных наркосиндикатов, которые из-за отсутствия достаточного количества «клиентов» не могли рассчитывать на высокую прибыль. Международные криминальные структуры рассматривали Беларусь лишь как транспортный коридор.
В конце 90-х белорусские медики забили тревогу по поводу постепенно молодеющей наркомании. Если в 1999 году в возрасте до 25 лет находились 43% зарегистрированных больных наркоманией, то в 2000 году их стало уже 46,9%. Всего тогда в стране официально числилось около 9,5 тысячи наркозависимых граждан.
По данным МВД, с 1990 по 2000 годы количество выявленных преступлений, связанных с наркотиками, выросло в 11 раз. Объем изъятых готовых форм наркотических средств возрос более чем в 63 раза, а количество наркоманов, состоящих на учете, увеличилось в 6,5 раза. Число же совершенных ими преступлений — в 24 раза.
Сегодня в Беларуси зарегистрировано около 16 тысяч потребителей наркотиков и прочих психоактивных веществ. Еще три тысячи наркоманов в настоящее время находятся в местах лишения свободы, около четырех тысяч — проходят лечение анонимно. То есть официально в стране не менее 23 тысяч наркоманов.
С учетом высокого уровня латентности явления общее число употребляющих наркотики в республике, по мнению экспертов, в разы превышает официальные показатели и достигает 126 тысяч человек.
Представители МВД и Минздрава публично озвучивали и другие цифры: 140 тысяч, 150-170 тысяч. Примерно 70-80% (100-110 тысяч) из них — так называемые шприцевые наркоманы. А это значит, хотя бы раз в сутки им надо уколоться, то есть приобрести либо изготовить себе дозу. Что согласно УК РБ является преступлением. Отсюда и примерное их количество — не менее 40 миллионов в год. Причем, это подсчеты по щадящей формуле, из расчета — одна доза в сутки.
В России, например, из 8 млн. наркопотребителей 1,5 миллиона — шприцевые наркоманы. Российские наркоборцы считают, что им требуется не менее двух инъекций в сутки. В год выходит миллиард доз или преступлений. При этом в России ежегодно расследуется 250 тысяч наркопреступлений. В Беларуси органами внутренних дел в 2013 году было выявлено 5008 наркопреступлений, из них 4842 — непосредственно связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Совершенно очевидно, что выявить и расследовать миллиард или даже 40 миллионов фактов сбыта наркотиков нереально. При этом латентность наркопреступлений в сотни раз больше общеуголовной. Главное же в этом преступном бизнесе то, что в нем нет потерпевшей стороны: криминальная сделка совершается по взаимному согласию наркосбытчика и наркопотребителя. На кону огромные деньги.
Пять лет назад белорусские борцы с наркобизнесом ежесуточный оборот «наркоденег» оценивали примерно в 2,14 млн. долларов. В год получалось 780 млн. долларов. В 2009 году количество состоящих на учетах наркоманов составляло 11,6 тысячи человек. Сегодня — на пять тысяч больше, а это значит, что в стране «крутится» порядка миллиарда зеленых «наркоденег».
Беларусь из транзитной республики превратилась в транзитно-потребительскую. Есть спрос на наркоту и прочую дурь — будет и предложение.
Заместительная «терапия» от наркобизнеса
Как это ни печально, но прогнозы белорусских правоохранителей двадцатилетней и даже пятилетней давности сбываются. По пунктам оценки выглядят примерно так:
- рост наркотизации населения за счет вовлечения в незаконное потребление более широких слоев и групп;
- повышение уровня организованности и конспиративности преступных групп, действующих на территории республики, стран СНГ и сопредельных государств;
- дальнейшая интеграция национальных преступных групп в международное преступное сообщество, что найдет отражение в интенсивном использовании пространства государства для незаконных транзитных перевозок наркотиков и психотропных веществ;
- изменение структуры рынка наркотиков за счет увеличения доли «тяжелых», высоко концентрированных средств и препаратов, в том числе синтетических.
Все так и происходит. К 2005 году в Беларуси практически исчез героин. Наркоманы никуда не делись. На белорусский наркорынок пришли так называемые «бубки» — семена мака, ставшие легальным сырьем для наркотического раствора, и большинство наркоманов сразу перешли на их употребление.
Потребовалось почти десять лет, чтобы государство оценило проблему и попыталось ее решить. 1 февраля текущего года вступил в действие декрет президента «О некоторых вопросах государственного регулирования оборота семян мака», в соответствии с которым государство получает исключительное право на осуществление оптовой торговли семенами мака.
Проект документа мурыжили в разных инстанциях почти два года. Создалось впечатление, что на самом высшем уровне есть некое лобби, защищающее интересы хорошо организованной группировки торговцев сырьем для зелья. Примечательно, что на активность милиции в борьбе с торговцами — в прошлом году изъяли почти 60 тонн семян мака — дельцы ответили резким подорожанием товара. Если в 2012 году килограмм «бубок» стоил 80 тысяч рублей, то в минувшем году цена выросла до миллиона.
В 2009 году страну заполонили так называемые дизайнерские наркотики — спайсы, миксы — курительные смеси. Искусственные каннабиноиды с различными быстро меняющими формулами оказались страшной напастью, хотя до сих пор рекламируются как абсолютно легальные вещества. Что и было на самом деле. Требовалось время, чтобы их внести в Республиканский перечень наркотических, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих государственному контролю.
В минувшем году список пополнился десятками новых психотропных веществ. В то же время, по сведениям Naviny.by, около полутысячи задержанных торговцев спайсами в минувшем году милиционеры отпустили с миром. Не за что было привлекать. Изъятые у них смеси были обработаны психоактивными веществами, не подлежащими государственному контролю.
По данным МВД, основной особенностью 2013 года являлось существенное (более чем в 80 раз) увеличение случаев регистрации потребителей курительных смесей. Максимальный темп прироста лиц, предпочитающих такие «миксы», характерен для столичного региона.
И вот в текущем году — очередная «новинка» от наркодельцов. На белорусском наркорынке появились «марки» — пропитанные в растворе психотропа кусочки бумаги с яркой картинкой. Возможно, общественность, далекая от особенностей борьбы с наркобизнесом, так бы никогда и не узнала, что есть такая дрянь. Если бы не серия смертей.
За два месяца от передозировки «марочными» психотропами только в Минске скончались семь молодых человек. Как сообщил на пресс-конференции начальник управления Следственного комитета по Минску Дмитрий Конопляник, все погибшие употребляли «марки» под названием «кислый дьявол».
По сведениям Naviny.by, эта отрава появилась в Беларуси еще в прошлом году. Первыми ее попробовали в Солигорске — белорусской столице наркоманов.
К месту заметить, что средний показатель распространенности потребления наркотиков на 100 тысяч населения в Беларуси составляет 154,8, при этом самый высокий коэффициент отмечается в Солигорске (412), Светлогорске (297), Пинске (297), Волковыске (287), Минске (257,1), самый низкий — в Могилевской области (82,3).
Основной торговой площадкой для наркобизнеса стал интернет. Продажа осуществляется, в основном, бесконтактным способом: покупатель связывается с продавцом с помощью программ IP-телефонии или электронный почты, продавец сообщает данные используемой электронной платежной системы для оплаты. После оплаты покупателю сообщается место в городе («закладка»), где спрятано наркотическое средство. Закладку, как правило, осуществляет специально нанятый продавцом человек — его называют «минером».
Битье по хвостам «дьвола»
Битву с наркодельцами наши правоохранители проигрывают. И не их в этом вина. Они делают все возможное исходя из собственных сил. Сил, надо признать, очень мало, их хватает лишь на битье по хвостам проблемы.
Сегодня основную нагрузку в противостоянии наркодельцам несет на себе Управление по наркоконтролю и противодействию торговле людьми МВД. В областных центрах и столице имеются собственные управления. Звучит громко, но на самом деле с незаконным оборотом наркотиков и прочей дури в республике профессионально борются несколько сотен сотрудников.
Формально с этим злом должен бороться любой человек в погонах вне зависимости от ведомства. Например, при проведении масштабных антинаркотических мероприятий, помимо МВД, задействуются сотрудники КГБ, пограничного и таможенного комитетов. В прошлом году в операции «Канал» участвовало 1200 человек из всех ведомств. Но речь должна идти именно о профессиональных специалистах, которые в рамках одного малочисленного подразделения, увы, не способны переломить наркоситуацию.
А наркоугрозы — это проблема государственной безопасности: высокая смертность, вырождение генофонда, криминализация молодежной среды.
Пока же звучат заявления о намерениях усилить уголовную ответственность за наркопреступления, о необходимости создания межведомственных комиссий, чтобы более оперативно вносить в запретный перечень новые психоактивные вещества.
Это надо. Надо было бы сделать еще лет десять назад. Или хотя бы подготовиться к наркоагрессии. Время было, но не было видения на самом высшем уровне ситуации. Хотя снизу сигнализировали.
Лет пять назад МВД обратилось в Совет безопасности с предложением создать отдельную специальную службу для борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Предложение базировалось на аналитических выкладках и прогнозных оценках. Идею «о создании специального органа, который будет осуществлять не только борьбу с незаконным оборотом наркотиков, но и формировать политику государства в данной сфере, координировать работу всех органов и организаций в противодействии этому противозаконному явлению (возможно по примеру России, где существует Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков)», поддержала Генпрокуратура Беларуси.
Трудно сказать, на каком этаже власти, но на предложение милиционеров и прокуроров ответили вопросом: «А вы что, сами не справляетесь?». Ну, какой человек в погонах в таком случае рискнет ответить утвердительно! А потому идею тихо похоронили.
И кто знает, если бы не этот глупый вопрос, то, возможно, «кислому дьяволу» вместе с его прародителем «фермером» голову открутили бы раньше. А так вроде только хвост прищемили.
Сегодня утром корреспондент Naviny.by без особого труда нашел в сети «свежие» доказательства того, что «кислый дьявол» и его производные в виде разнообразных курительных смесей по-прежнему «живы», рекламируются и предлагаются, в том числе в виде тестовых проб. Для распространения смертоносной дряни наркодилеры приглашают «минеров»…
Виктор ФЕДОРОВИЧ