Оскаровские номинанты и амбициозные российские проекты: что стоит посмотреть
Историческую драму Стива Маккуина о похищении и продаже в рабство свободного афроамериканца Соломона Нортапа называли фаворитом всех возможных премий сразу, как только фильм вышел на экраны. И в этом смысле американские киноакадемики смогли даже удивить. Ведь они отдали ленте всего 3 награды из возможных 9.
Кроме звания лучшего фильма года, «12 лет рабства» были отмечены призом за рождение новой звезды – кенийской актрисы Лупиты Нионго. Она получила «Оскар» за роль второго плана. И золотая статуэтка с налетом досталась сценаристу фильма Джону Ридли за лучшую адаптацию. Налет можно объяснить тем, что Ридли и Маккуин разругались на стадии подготовки фильма к выходу в прокат. Из-за указания имени в титрах.
Как уверяют инсайдеры, мемуары Соломона Нортапа, по которым сняты «12 лет рабства», нашла жена режиссера, и изначально работа над сценарием шла в кругу семьи. Позже к сотрудничеству привлекли Ридли. А когда его работа была окончена, Маккуин снова внес правки. В таком случае обычно авторство делится, а в титрах указывается два имени. Однако производящая студия приняла сторону жадного до славы сценариста. Который получил «Оскар», но остался без перспективного работодателя Маккуина.
Настоящим триумфатором «Оскара» 2014 стала космическая драма «Гравитация» Альфонсо Куарона: 7 статуэток. Совершенно ожидаемо лента собрала практически все технические номинации: монтаж, визуальные эффекты, работа со звуком и лучшая операторская работа. Причем в последней номинации сомнений быть просто не могло. Эмануэль Любецки умудрился в зеленой комнате и световом кубе снять актеров так, как будто они действительно летают на орбите. Кроме того, киноакадемикам понравилась музыка в фильме. И статуэтку получил композитор Стивен Прайс. А режиссера «Гравитации» Альфонсо Куарона назвали лучшим постановщиком прошлого года.
«Оскар» за лучшую женскую роль получила 5-тикратная номинантка на премию американских киноакадемиков Кейт Бланшетт. В свое время главная актерская награда обошла ее за две самые значимые роли - королевы Елизаветы. А вот за образ Жасмин - потерявшей все жены олигарха, страдающей от психического расстройства, - пожалуйста.
Мужские актерские премии достались одному фильму. Дуэт Мэтью Макконахи и Джареда Летто в ленте «Далласский клуб покупателей» равнодушным не оставил никого. Все секреты подготовки актеров к образам, умирающих от СПИДа ковбоя и транссексуала, открыли гримеры. «Оскар» за лучший грим и укладку тоже ушел к «Даласскому клубу».
И две статуэтки заслужил анимационный проект студии «Дисней» «Холодное сердце». Его назвали лучшим мультфильмом ушедшего года, а песня «Отпусти и забудь» новоиспеченной Снежной королевы победила в номинации лучший оригинальный саундтрек.
Без единой награды остался фаворит премии «Золотой глобус» - лента «Афера по-американски». И Леонардо Ди Каприо, на победу которого за фильм «Волк с Уолл-стрит» делали немалые ставки. Впрочем, Лео расстраиваться долго не пришлось. Буквально через несколько дней ему поступило заманчивое предложение – роль в спектакле «Пленные духи »Челябинского камерного театра, а также звание почетного артиста и бесплатное место на любую постановку.
И вообще, свой главный приз на этом «Оскаре» получил разносчик пиццы, которую прямо по ходу церемонии заказала ведущая Эллен ДеДженерес. Парень приехал, познакомился с ней и всеми, кто сидел в первых рядах. Особенно, как потом он рассказал журналистам, он любит Джулию Робертс. И заработал 1000 долларов чаевых. Ну, и всемирную известность. Теперь его будут приглашать в популярные ток-шоу, снимать для глянцевых журналов. Книжку может быть напишет, например, «Мои Оскары». Кстати, парня зовут Эдгар Мартиросян. Он родился в Москве и переехал в Лос-Анджелес. Вы тоже думаете, что пора собирать чемодан?
А знаете, какой фильм получил «Оскар» в номинации лучшие визуальные эффекты за 2007 год? «Золотой компас». Однако эта статуэтка не спасла фильм от провального проката и решения отказаться от съемок сиквела. Важный вопрос: почему в этой номинации вообще не представлен фильм «300 спартанцев». Да, не самое интеллектуальное кино. Но оживший на экране комикс ходили смотреть в кинотеатры все графические дизайнеры. Может, хоть в следующем году американские киноакадемики исправят ситуацию и выдвинут на соискание второй фильм из серии «300 спартанцев: Расцвет империи»? Как раз в прокат вышел.
Режиссер и продюсер проекта Зак Снайдер продолжение снимать не собирался. История про царя Леонида и его воинов была закончена, во всех смыслах. Однако создатель графических романов Фрэнк Миллер, автор «Трехсот», нашел еще сюжет из 50-летнего периода греко-персидских сражений и сам позвонил Снайдеру. Так на киносвет появился «Расцвет империи».
Впрочем, место для небольшой предыстории в «Расцвете» все же найдется. Зрителям расскажут, как трусоватый и смертный наследник персидского трона Ксерск превратился в трехметрового исполина Царя-Бога. И наконец-то мы увидим настоящее лицо исполнителя этой мистической роли – Родриго Санторо. Который, как его персонаж, был очень одинок на съемочной площадке: практически все диалоговые сцены из-за огромного роста Ксеркса, ему приходилось играть без партнеров.
«Это акт чистейшего мужества со стороны Ксеркса, потому что он умирает, чтобы возродиться. Он сам проходит по пути смерти своей человеческой сущности, чтобы стать Царем-Богом», - говорит актер Родриго Санторо.
Но в центре внимания на этот раз не противостояние царей, а двух талантливых полководцев. На стороне персов выступает жестокая Артемисия. Ее исполнила роковая красотка Ева Грин. За греков говорит афинский политик, стратег и воитель Фемистокл. Эта роль вывела на первый план сериального героя Салливана Степлтона. Несмотря на различие полов, требования к подготовленности актеров были примерно одинаковые: кубики на животе и безупречное владение мечами, которые полководцам неизбежно придется скрестить. Ева Грин рассказывает, что тренировалась по часа часа каждое утро. И поначалу эти тренировки ее пугали, но потом она со всем справилась.
«Расцвет империи» - это торжество компьютерной графики и актерского мастерства. Ведь каждому на площадке: от исполнителей главных ролей до статистов пришлось на суше, на зеленом фоне изображать корабельную качку, одновременно сражаясь на мечах, копьях, стреляя из лука. Тот факт, что картина – это один сплошной хромакей, создатели фильма этого не скрывают. Наоборот, гордятся. Это позволило им лучше проработать фирменную нарочито графичную картинку, буквально оживить на экране комикс.
А еще «Расцвет империи» - это прекрасный подарок девушкам на 8 марта. Ведь так приятно посмотреть на подтянутых и смелых мужчин, которые лихо размахивают мечами и пытаются прикончить одну единственную женщину, а она их всех – за борт отправляет.
На фоне этого фильма вольная и осовремененная экранизация повести Пушкина «Дубровский» смотрится крайне вдумчивым и серьезным проектом. Ведь на его создание ушли пять лет, а в классический сюжет вплетены события, которые еще недавно были в сводках новостей.
В 21 веке Владимир Дубровский - успешный московский юрист и прожигатель жизни. Который, впрочем, готов все переосмыслить, когда узнает, что, а точнее кто, довел его отца до могилы – его состоятельный и влиятельный сосед Троекуров. Задумавший не деньгами, так силой отнять нужные ему под строительство земли. Молодой Дубровский возвращается на малую родину, чтобы отомстить.
«Когда тебе говорят взять Пушкина и переделать на современный лад, мозг конфликтует. Но нам не пришлось ничего придумывать. Мы знаем, что в современном мире есть протестные силы, подобные Дубровскому. Так что все логично», - говорит Михаил Брашинский, автор сценария.
Звезда на пике славы Данила Козловский, как уверяют создатели фильма, был номером один в списке на роль Дубровского. Правда, когда съемки проекта только начинались, в 2009 году, не было ни фильма «Духлесс», ни «Легенды 17», ни приглашения в Голливуд. Поэтому сам актер в комплимент от авторов не верит. А вот чем Данила по-настоящему горд – так это финальной сценой кино-«Дубровского».
До состояния внутреннего опустошения Дубровского доводят Юрий Цурило, он сыграл Троекурова, и нечистый на руку и совесть чиновник Ганин – эта роль была написана вместо классического образа старого князя Верейского и призвана открыть массовому кино-зрителю талант театрального актера Игоря Гордина. Роль Маши Троекуровой, за руку которой поборются Робин Гуд с ноутбуком и ушлый Ганин, досталась Клавдии Коршуновой. Пожалуй, ее образ и поступки меньше всего будут понятны современному зрителю. Ведь в 21 веке девушка вовсе не обязана выходить замуж за указанного родителями человека.
По словам актрисы, она для себя оправдала как-то ее соглашательство с ситуацией. Ее героиня настолько поражена жестокостью происходящей вокруг нее ситуации, что становится равнодушной в какой-то момент.
Непростая производственная ситуация была и у самого фильма. Запущенные пять лет назад съемки пятисерийного телефильма «Дубровский» на год останавливались, продюсеры искали финансирование и нового режиссера. В итоге им стал Александр Вартанов. И именно тогда было принято решение перед запуском проекта на телевидении показать театральную верисию. Так сказать, для затравки. На московской премьере, которая прошла незадолго до выхода фильма в прокат, актеры сами признались, что, по их мнению,проект много потерял, когда его попытались ужать до формата двух часов. А главное - собрать кассу «Дубровскому» может помешать другой проект с участием Данилы Козловского - «Академия вампиров». И это будет уже совсем не смешно.