За белорусскими тюрьмами нужен общественный контроль
Количество пенитенциарных исправительных учреждений в нашей стране будет сокращаться. Это следствие уменьшения числа заключенных. Но при этом Беларусь остается страной, в которой осужденных все равно очень много.
В стране слишком много мест не столь отдаленных
Решение о сокращении некоторых учреждений Департамента исполнения наказаний является одним из направлений реформирования МВД в целом. Министр внутренних дел Игорь Шуневич констатировал «избыточность таких учреждений в стране».
«Это связано и с правоприменительной, и с судебной практикой. Количество осужденных к лишению свободы с каждым годом уменьшается. Поэтому очевидно, что те учреждения, в первую очередь пенитенциарной системы, которые не несут определенную нагрузку, будут сокращены. Прежде всего это касается количества исправучреждений закрытого типа, а также персонала, который обеспечивает их работу», — цитирует министра БЕЛТА.
В Беларуси уменьшается количество заключенных в пересчете на 100 тыс. населения: в 2011 году этот показатель составлял 385, а в 2012-м снизился до 305. Однако страна все же остается среди лидеров в Европе по этому показателю.
В воспитательных колониях для несовершеннолетних в 2007 году содержалось 823 человека, в 2008-м — 757, в 2009-м — 596, в 2011-м — 385, в 2012-м — 238.
Картинка penitenciar-tab1
Доля осужденных к лишению свободы уменьшается, однако несущественно.
Картинка penitenciar-tab2
Уменьшается постепенно и число учреждений исполнения наказаний.
Картинка penitenciar-tab3
Ранее глава МВД докладывал Александру Лукашенко о том, что по результатам анализа оперативной обстановки предложено сократить два исправительных учреждения закрытого типа, в том числе одну колонию для несовершеннолетних. «Соответствующее решение одобрено и будет реализовано в ближайшее время», — сообщает пресс-служба президента.
В первую очередь будет сокращено одно из исправительных учреждений для несовершеннолетних — подростковая исправительная колония в Витебске. После ее закрытия в Беларуси останется одна подростковая колония — в Бобруйске.
Позиция организаций, занимающихся защитой прав детей, заключается в том, что лишение свободы в отношении несовершеннолетнего правонарушителя должно быть крайней мерой.
За проволокой защищать свои права еще труднее
Правозащитники указывают на ряд проблем, существующих в пенитенциарной системе Беларуси.
Так, в мониторинговом отчете информационно-просветительского учреждения «Платформа» среди прочего отмечается, что «осужденные, находящиеся в местах лишения и ограничения свободы, не всегда имеют возможность осуществления своего права на оказание им адвокатской помощи».
Основными причинами отказа во встрече адвоката и клиента, находящегося в условиях несвободы, администрациями учреждений указываются: отсутствие написанного клиентом заявления на встречу с адвокатом, отсутствие помещения для встречи клиента с адвокатом, отказ клиента от адвокатской помощи.
В докладе отмечаются проблемы с аттестацией заключенных: «В случае аттестации осужденного как не ставшего на путь исправления (злостно нарушающего режим содержания), он лишается возможности УДО, амнистии и замены режима более мягким. Для осужденных, которые стремятся покинуть стены исправительной колонии, невозможность освободиться раньше истечения полного срока наказания является сильным фактором психологического давления».
В докладе отмечается, что в связи с постепенным уменьшением с 2010 года количества заключенных в местах лишения свободы, ситуация с соблюдением норм жилой площади в исправительных колониях приходит в норму. Осужденные отмечают, что во всех исправительных колониях в настоящее время отсутствуют третьи ярусы спальных мест, во многих снимаются и вторые ярусы.
Однако сохраняется ряд проблем, связанных с бытовыми условиями, медицинским обслуживанием, организацией труда осужденных.
В докладе делается акцент на необходимости законодательного определения в Беларуси понятия «пытки». Из-за отсутствия этого понятия в действующих нормативно-правовых актах применение пыток в отношении заключенных остается труднодоказуемым.
В настоящее время примечание о пытках содержится в направленном в Палату представителей законопроекте о внесении дополнений и изменений в некоторые кодексы.
Система исполнения наказаний нуждается в гуманизации
Сокращение числа учреждений исполнения наказаний является далеко не единственной задачей в связи с реформой МВД, считает правозащитник Валентин Стефанович. Необходим комплексный подход к гуманизации системы исполнения наказаний.
Правозащитники уже давно настаивают, чтобы система исполнения наказаний была передана от МВД к Министерству юстиции. Кроме того, любые изменения не могут быть качественными без общественного контроля.
«Существующие общественные наблюдательные комиссии не эффективны. За последние годы ими не обнародовано ни одного доклада на основании мониторинга работы пенитенциарной системы. Закрытость системы порождает ряд проблем, начиная со злоупотреблений, заканчивая пытками, информация о которых время от времени доходит до правозащитников. Действенный общественный контроль необходим для оздоровления системы в целом», — отмечает Валентин Стефанович.
По его словам, тенденция, наблюдающаяся в Беларуси, когда снижается количество приговоренных к лишению свободы, является положительной. Однако, сказал собеседник Naviny.by, при этом увеличивается число вынесения других видов наказания, не связанных с лишением свободы: «Речь идет об арестах, которые согласно с международными нормами являются, по сути, лишением свободы. Таким образом, нагрузка на арестные дома будет увеличиваться».
Кроме того, отметил Стефанович, возникает вопрос, не приведет ли сокращение мест лишения свободы к перенаселенности в оставшихся: «Важно, чтобы учреждения, где люди отбывают наказание, не были перенаселены. В противном случае в сокращении смысла нет».
В этой связи актуальным является и строительство вместо старых зданий новых: «Например, сколько еще может работать СИЗО № 1 на Володарского в Минске? Давно уже необходимо новое СИЗО, условия содержания в котором соответствовали бы современным требованиям».
Новый следственный изолятор сейчас строится в поселке Колядичи под Минском. По планам, строительство должно завершиться в 2015 году. Но в последнее время и на более знаковых объектах города сроки постоянно переносились из-за нехватки то средств, то рабочих рук.
Свидетельства заключенных
(из отчета «Платформы»)
Осужденный Алексей И. (16 лет), отбывающий наказание в ВК № 2 (г. Бобруйск): «Сотрудники колонии избили меня сразу в карантине, такое у них сразу воспитание начинается. Потом подняли в отряд, там действуют руками других ребят, которые работают на администрацию. Иногда бывает, что и в отряде бьют, но это если что-то делаешь не так, как надо администрации. Сотрудники колонии разговаривают с тобой так, как будто ты не человек, и они в любой момент могут просто убить тебя. Никакого человеческого отношении от сотрудников колонии я до сих пор не видел».
Осужденный Михаил И., отбывающий наказание в ИК № 5 (г. Ивацевичи), сообщил о том, что в жилом помещении отряда № 2 в зимний период не тает глыба льда, на стенах и окнах помещения присутствует иней. В жилых помещениях данного отряда отопления вообще нет уже около 10 лет. Менее 10 лет отсутствует отопление и в других отрядах колонии. Так, в отрядах №№ 4, 5, 13, 19, 22 уже несколько лет также отсутствует отопление в осенне-зимний период. При этом отряды №№ 2, 4, 5 и 13 — рабочие, у осужденных из заработной платы высчитывают деньги, в том числе и за отопление, которого нет. Включение отопления в жилых помещениях остальных отрядов колонии происходит только после окончания рабочего дня у осужденных, промерзшие жилые помещения не успевают согреться за ночь. Одежда и обувь за ночь отсыревают и их негде высушить, кроме как на собственном теле.
Осужденный Михаил С., отбывавший наказание в ИК № 5 (г. Ивацевичи) сообщил, что медицинская помощь осужденным практически не оказывается. Из-за отсутствия необходимых медикаментов осужденным при обращении с любыми медицинскими проблемами выдается «Анальгин», иные препараты не используются. Существуют проблемы с визитом в санчасть учреждения. Для осуществления визита к медицинским работникам, осужденным необходимо найти сотрудника колонии, который может сопровождать их в санчасть. Самостоятельный выход в санчасть категорически запрещен и карается помещением в ШИЗО. Посещение стоматолога осуществляется только если зубную боль испытывает не менее трех осужденных отряда, в противном случае, даже с острой болью, посещение стоматолога не осуществляется. Пломбировка больных зубов осужденным не проводится, лечение осуществляется исключительно хирургическим удалением больных зубов. Протезирование зубов в колонии не осуществляется.
Елена СПАСЮК