"Отец-полковник у каждого второго задержанного". Как TUT.BY патрулировал улицы вместе с милицейским нарядом

Источник материала:  
04.03.2014 11:24 — Новости Общества

Позади - несколько часов пешей прогулки. Зябко. Начинают ныть ноги, требуя отправить их на заслуженный отдых. Однажды вечером журналисты TUT.BY оказались в параллельном мире, где много алкоголя, пьяных угроз и откровений сотрудников патрульно-постовой службы. Сегодня, в День белорусской милиции, мы покажем изнанку профессии, к которой можно относиться по-разному, но почти никогда - равнодушно.



Двое крепких парней с дубинками наперевес знают каждый угол на своем участке. Они даже пытаются проводить импровизированную экскурсию по району, но мы все больше спрашиваем о другом.

- Слово "менты" вслед часто приходится слышать?

- Как только нас ни называют,
- отшучиваются молодые милиционеры. И "менты", по их признанию, одно из самых мягких оскорблений. Заслуживают ли такого отношения сотрудники пеших нарядов патрульно-постовой службы (не самого престижного милицейского звена), нам предстоит разобраться.

Город патрулируется круглосуточно

По словам руководства РУВД Первомайского района Минска, город патрулируется и днем, и ночью. Пешие наряды и автопатрули работают в три смены и полностью перекрывают 24 часа в сутках. Самая "горячая смена", несложно догадаться, это вторая - с 16.00 до 24.00. В это время на улицах города наибольшая "концентрация" алкоголиков и других правонарушителей.

Вся территория района разделена на 65 пеших маршрутов и три автомобильных патрульных участка. По понятным причинам милиция не в силах контролировать их все одновременно. Например, в день, когда к патрулированию города присоединились сотрудники TUT.BY, "на охоту" отправились три пеших наряда милиции и двадцать нарядов военнослужащих.



Садимся в служебный автобус и знакомимся с будущими "коллегами по службе" - Александром Федюком и Виктором Ржеусским. Нам предстоит длинная и далеко не самая романтичная прогулка в границах улиц Калиновского - Седых. Говорят, это "визитная карточка" района, или один из самых проблемных участков. Под оглушающий шум мотора Виктор начинает вводную инструкцию. У него за плечами срочная служба в армии (призывался сразу после школы, потому что не прошел в Институт современных знаний. - Прим. авт.) и 3 года работы в милиции. Александр носит погоны всего полтора года и с удовольствием передает инициативу в разговоре более опытному товарищу.


Милицейский "навигатор"

На автобусе милиционеров доставляют на участки не всегда. Чаще всего приходится добираться или пешком, или на общественном транспорте. Прибыв на место, ребята показывают нам так называемый навигатор - карточку маршрута поста. На нем прорисованы все важные точки на участке - опорный пункт, дома, магазины. "Звездочками" обозначены места, где патрульным разрешают 5-минутные остановки. На карте нашего маршрута таких пунктов всего два.



Один круг по участку в среднем занимает около часа. Сегодня молодые люди будут ходить по маршруту ровно 8 часов. Когда смена длится более 9 часов, тогда милиционеры имеют право на обеденный перерыв.

Проходим мимо общественного пункта охраны правопорядка. Оказалось, что на нашем маршруте он сегодня закрыт. Милиционерам приказано доставлять задержанных на другие участки. В том, что этим вечером нарушители обязательно будут, патрульные не сомневаются. Смена, во время которой не довелось задержать ни одного человека, скорее исключение, чем правило. В большинстве случаев работа находится.

- Любого выпившего человека мы, конечно, не задерживаем. Но когда человек плохо ориентируется, не знает, где он, неадекватно себя ведет, мы доставляем его в общественный пункт или специализированный изолятор. Подходим ко всем, кто плохо выглядит, шатается или распивает спиртное. Если все нормально, человек находится недалеко от дома, то мы даже проведем его до подъезда.



- А есть у вас норма по числу задержанных за смену?


- Нет, это, наверное, при Советском Союзе так было. С нас требуют, чтобы мы пресекали правонарушения, но если их на маршруте нет, то ничего страшного. У нас также есть надзор, когда мы проверяем человека, стоящего на учете ("химия" или условный срок. - TUT.BY), есть он дома или нет. Но сегодня перед нами таких задач не ставили.

Еще не вечер

В городе еще довольно светло - жители Минска лишь начинают потихоньку возвращаться с работы. Тишина во дворах и возле магазинов. "Еще не вечер", - предупреждают милиционеры и по нашей просьбе показывают "спецсредства".

Каждому пешему патрульному положен комплект из ПР (палки резиновой), пистолета, наручников и газового баллончика. Огнестрельное оружие можно применять только в тех ситуациях, которые угрожают жизни сотрудника или простых граждан. Александр и Виктор в один голос говорят, что, к счастью, пистолетом им пока пользоваться не доводилось. Чаще всего руки тянутся за наручниками - это самый безболезненный способ успокоить человека. Изредка приходится использовать газ и очень редко - дубинку. Но иногда и спецсредства - не помощники.

- Отработали полсмены, увидели мужчину, который распивал спиртное и положил его в сумку. Мы, естественно, спросили: "Что в сумке?" В ответ на это была очень агрессивная реакция. Мужчина подбросил сумку вверх вместе со спиртным и попытался убежать. Пришлось догонять.


Виктор вспоминает, что иногда сил двоих сотрудников милиции не хватает - требуется подмога. Не так давно пришлось стоять лицом к лицу с агрессивно настроенной компанией. Хорошо, что соседний участок отрабатывали бойцы спецназа и быстро пришли на помощь.

На свежем воздухе

Переходим дорогу правильно - по зебре и движемся в сторону канала. Как только начинает теплеть, людей магнитом тянет к воде. Понятное дело, редко обходится без бутылочки. Хотя и в мороз, говорят милиционеры, желающих расслабиться на свежем воздухе предостаточно. Воистину стойкие люди.

Завидев впереди людей в форме, отдыхающие резко собирают свои вещи и уходят от греха подальше. Виктор рассказывает, что недавно в столице проходил эксперимент, в рамках которого они работали в штатском. По его мнению, это была эффективная мера.



- Сейчас при виде милиции люди начинают прятать спиртное. Рассчитывают на то, что мы этого не замечаем. Начинают оправдываться, но выливать - не выливают, потому что жалко, наверное. Могут просто оставить рядом и заявлять, что это не их спиртное, они не пили. А бывает, идешь, а он внаглую начинает при тебе распивать, как будто специально. Вообще фактом распития считается уже просто открытая бутылка. В таких случаях, если человек не согласен, его можно сводить на Передовую и там уже конкретно он дунет в трубочку, и мы узнаем, распивал он или нет.

Иногда доходит до анекдотичных случаев. Александр до сих пор хорошо помнит мужчину, который на все вопросы отвечал "здравствуйте" и "извините". До того был пьяный. И смех и грех.

Что бы ни произошло, звонят 102

Далеко не всегда патрульные милиционеры имеют дело с любителями выпить. На пути нас остановила любезная женщина, которая попросила разобраться с неисправным светофором. Так же любезно пришлось ей объяснить, что в такой ситуации нужно звонить в ГАИ. По рации ребят вызвали, чтобы помочь решить конфликт между автомобилистами. Оказалось, что помощь патрульных там тоже была не нужна - их вызвали по ошибке. "У нас часто даже если в крови человек лежит, сначала вызывают милицию, а потом уже скорую", - рассказывают милиционеры.



- Часто форма придает такой вид, что к человеку якобы можно обратиться в любой ситуации. Мы выглядим вызывающе для людей. Обращаются, как к справочной службе. Как пройти? Как-что починить? Был случай, когда человек не мог попасть к девушке домой с цветами. Не знал номер квартиры и обратился к нам за помощью. Мы все объяснили соседям, узнали, где живет девушка, и помогли молодому человеку.

А бывает, что просто проходишь мимо человека, и видно, что он относится к нам как-то предвзято. Может, когда-то сталкивался с милицией, и у него остался негативный опыт. Если он сказал вслух гадостное что-то такое, можно и задержать за оскорбление. Но чаще всего стараешься не замечать этого, чтобы не создавать человеку проблем.


Угрозы и обещания жестокой расправы

Через несколько часов патрулирования - первая возможность отдохнуть. Ребят вызывают на общественный пункт, чтобы помочь участковому составить протокол на задержанного. По правилам, в этот момент на месте должно быть минимум два сотрудника милиции. Возле кабинета участкового - стандартная рабочая обстановка. Мужчина в неслабом подпитии крайне возмущен задержанием и обещает жестокую расправу.



- Если вы нарушаете, мы вас быстро окучим. Слышь ты, погоны не носи! Ты никто!

- На "Вы", пожалуйста!

- Смотри, чтобы тебя сейчас не вынесли отсюда. Много на себя берешь. КГБ рядом с ментами не стояло. У меня папа КГБ-шник.

Милиционеры рассказывают, что сегодня у каждого второго задержанного отец работает в КГБ или носит погоны полковника. Угрозы, крики, скандалы - в порядке вещей.

- Сегодня милицию не боятся. Бывает, человека задерживаешь, он спрашивает, как ваша фамилия? Вот, вы не имеете права делать это, не имеете права делать это. А я потом на вас жалобу буду писать. Но уже после задержания часто становятся мягче, начинают просить отпустить.

Моральное испытание?

Тем временем пришло время снова продолжить "моцион". После наступления темноты мониторить местность помогают карманные фонари. А по-настоящему пьяных товарищей можно разглядеть и в кромешной тьме. Как говорится, "я милого узнаю по походке".





Очередная компания, очередные объяснения. Как обычно, люди совершенно не чувствуют себя пьяными, идут напрямую к дому, который там, за углом, и крайне противятся общению с милицией. Угрозы не заставляют себя ждать, а с ними и задержания.

Милиционеры рассказывают, что вот так - в постоянном общении - проходит их день. С одной стороны, не бывает скучно. С другой - устаешь морально. Не зря, уверен Виктор, им пенсия положена ранняя.

- Если человек просто работает на обычной работе, не перетруждается, нервы не палит, не рискует жизнью, то одно дело. Нам же платят за особые условия. Все время общаться с пьяными людьми - каково это?


Плюсы: ранняя пенсия, жилье, премии

Что касается оплаты за "особые условия", то, как оказалось, она не так уж высока. Милиционер патрульно-постовой службы сегодня зарабатывает, в среднем, около 4,5-5 млн. Иногда бывают премии. Например, Виктор недавно задержал человека, совершившего преступление, - за это получил вознаграждение. Бывало, принимал участие в спортивных соревнованиях и занимал призовые места - пожалуйста, еще 2 миллиона к зарплате.

- Сейчас насыщенный год: выборы в местные советы, ЧМ по хоккею. И за счет этого, думаю, будут какие-то поощрения.



Александр находит для себя другие плюсы. Он приехал в Минск из Орши и сразу получил материальную помощь на аренду квартиры. Сегодня молодой человек стоит на очереди на строительство жилья и живет в современном общежитии. Единственный серьезный "минус" в работе, по его словам, это график. А об остальном, в том числе отношении друзей и знакомых, он старается не думать.

Мечты о повышении

О том, чтобы сбиться с маршрута, говорят молодые люди, не может быть и речи. Виктор однажды уже получил выговор за то, что во время проверки находился "не в вестибюле метрополитена, как это было положено, а в переходе". Проверки проводятся как минимум 3 раза за смену. Иногда начальство подъезжает на участок и вызывает подчиненных по рации. А порой проверки бывают "негласными", когда милиционеров не предупреждают о визите, а просто ищут их на маршруте.

Что касается престижности их работы, молодые люди признаются: "пеший патруль" - это самый низ в милицейской иерархии. И представить себя всю жизнь разгуливающими по местам дислокации алкоголиков, они не могут. Стремятся к повышению, потому и пытаются кое-как совмещать учебу с работой. Говорят, что после определенной выслуги лет можно рассчитывать на место "старший автопатруля". Это более комфортная, но и очень ответственная работа.

- Туда берут наиболее опытных людей, которые уже давно здесь работают - по 15-20 лет. Можно также пойти в ГАИ - это гораздо престижнее. Но есть, кстати, среди пеших патрульных у нас и работники постарше, с 15-летним стажем и больше. Они, видимо, патриоты своей работы и Родины, но это считанные люди. К ним большое уважение, их уже не ставят на все злополучные места.



Тем временем с наступлением темноты злополучные места улиц Калиновского - Седых раскрыли весь свой потенциал. До 24.00 сотрудникам патрульно-постовой службы предстояло еще немало общения. Как мы можем предположить, далеко не самого приятного.

←Главу "Беллегпрома" обвинили во взяточничестве

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика