Хорошо забытое старое
В комиссионках Бреста можно найти даже штурвал от яхты
В приграничных городах вроде Бреста комиссионные магазины в свое время были настоящими клондайками. Командированные военные, вернувшиеся из заграничных поездок советские граждане — каждому удавалось достать за «бугром» нечто такое, от чего соотечественники неизменно приходили в восторг. Правда, говорят, все равно было больше тех комиссионок, которые работали по принципу: «Возьми, Боже, что нам негоже». Как оказалось, их время ушло, а на месте никому не нужного барахла сегодня красуются новые вещи. Корреспондент «Р» прошелся по брестским комиссионкам, чтобы узнать, чем сегодня живут некогда популярные магазины.
Сдать «бывшего» на поруки
В представлении среднестатистического белоруса комиссионка — нечто похуже секонд-хенда. Мол, в секонде еще можно прибарахлиться брендовыми вещичками, а если повезет, даже новыми. В комиссионный старые вещи несут такие же старые люди и, разумеется, не от хорошей жизни. Впрочем, с реальностью это утверждение имеет мало общего.
В магазине индивидуального предпринимателя Натальи Устимчук, которому нет и месяца, доля нового товара — 80 %. Только пятая часть ассортимента — те вещи, что сами люди приносят на комиссию. В основном это детская одежда, из которой малыши быстро вырастают, так и не успев толком относить вещь. А еще — куртки, пальто, джинсы и костюмы — в общем, все, из чего складывается гардероб любого человека.
— В комиссионные магазины не принимают только нижнее белье и мягкие игрушки, поэтому у нас их нет, — говорит Наталья.
Все остальное клиенты могут сдать на продажу под 35 % сроком на два месяца. Это значит, от реализации вещи стоимостью 100 тысяч рублей человек получит доход 65 тысяч. Впрочем, такой процент — один из самых низких в городе. В другой комиссионке, расположенной над магазином Устимчук, за продажу берут 40 % плюс 4 % за хранение. По словам предпринимателя, нет смысла завышать сумму вознаграждения. Ведь за счет объема продаж магазин выигрывает.
— Поэтому так часто к нам приходят и простые люди, и даже предприниматели, которые оставляют на реализацию остатки коллекций, — объясняет Наталья Устимчук. — Видите, у нас целые размерные ряды по некоторым вещам. Вот совершенно новые зимние куртки по 140 тысяч, костюмы женские на лето по 150. Вот новая дубленка — 460 тысяч. Детские игровые коврики можно купить всего за 270 тысяч, в магазинах они, как минимум, в два раза дороже.
Дело техники
Отбоя от покупателей нет и в магазине индивидуального предпринимателя Сергея Наумова. В его комиссионку люди несут все: одежду, диски с музыкой и играми, предметы интерьера и товары для дома. Кто-то, чтобы действительно подзаработать. Кто-то — потому что наконец понял: 50 комплектов импортного постельного белья много даже для дефицитных времен. Но жители брестского микрорайона, где открыл магазин Сергей, знают: кроме одежды и домашних мелочей, здесь всегда можно найти недорогую бытовую технику.
Чтобы иметь такой товар, предприниматель наладил сотрудничество с ремонтными мастерскими. Здесь и новый перфоратор «Bosch» за 3,3 миллиона рублей (в фирменном магазине такой стоит около 6 миллионов), и недорогие стиральные машины, например, «Thomson» за 750 тысяч. Есть и аудиосистемы стоимостью от 750 тысяч. Но клиенты не спешат приобрести технику по дешевке.
Сергей Наумов считает, что комиссионки — социально значимые объекты и государству следовало бы их поддерживать.
— Это возможность для пожилого человека купить что-то хорошее по невысокой цене, плюс — налоги в казну, — подчеркивает он. — Видел сюжет по телевидению об одной комиссионке в Минске, которая платит символическую аренду государству. Вот такой подход и должен быть.
По словам предпринимателя, проблем добавляют и некоторые из комитентов, которые нередко сознательно завышают цену, мягко говоря, неликвидного товара. Сергей рассказал, что не так давно женщина принесла «бэушные» вышедшие из моды туфли и потребовала продать их за 560 тысяч рублей. Комиссионер уговорил ее снизить цену до 350 тысяч, но и это много для подобного магазина. Стоит ли говорить, что туфли до сих пор пылятся на полке.
Преданья старины глубокой
Впрочем, комиссионка — это не всегда одежда и бытовая техника. Уже больше трех лет супруги Каминские из Бреста принимают на реализацию предметы мебели и интерьера. Случайных товаров здесь быть не может, ведь комитенты магазина в основном — коллекционеры. А вкус супругов Каминских не подводит.
— Специализированного образования у нас нет, но мы читаем книги, смотрим передачи о предметах старины, в общем, самообразовываемся, — говорит Елена.
Их магазин комиссионкой и язык не поворачивается назвать — в его стенах чувствуешь себя, как в музее или антикварном салоне. Резные буфеты, шкафы, кресла, столики из дерева и камня, часы с боем, подсвечники, картины и даже штурвал от яхты! И хоть возраст и происхождение предметов предприниматели при приеме не проверяют (для этого есть искусствоведы и оценщики), все здесь из минувших эпох. Самый старый предмет датирован 1-й третью ХХ века. Это патефон, отреставрированный брестским мастером.
— Есть и более «молодые» вещи: голландские и немецкие настенные часы «Юнгханс», как в кинофильме «17 мгновений весны», стилизованная под старину мебель, — говорит Елена. — Но все они редко задерживаются: если кто-то из коллекционеров, реставраторов или простых людей сдает нам вещь, то она через некоторое время находит хозяина. У нас стандартные для комиссионок условия: за услуги берем 30 %. А вот магазин у нас необычный: наша миссия — не просто помочь продать вещь, а продать такой предмет, который приносил бы удовольствие ценителям красоты.