Проснулся — убери планету
Возле цветника Людмилы Ананьевой даже устраивают фотосессии
Эту профессию считают неприбыльной и непрестижной. В школе ею пугают слабых учеников, а в университете — студентов-прогульщиков. Тем не менее труд таких специалистов крайне необходим, ведь благодаря им, дворникам, на улицах чисто и уютно. Корреспондент «Р» решила узнать об особенностях профессии и на несколько часов стала помощником Людмилы Ананьевой, рабочего по комплексной уборке ЖЭСа № 4 Ленинского района Минска.
За «подснежниками»
С Людмилой Дмитриевной мы встречаемся возле здания ЖЭСа в 6.15. На улице темно и прохладно. С непривычки я периодически зеваю.
— Я тоже не сразу привыкла к такой ранней жизни, — подбадривает собеседница, пока мы идем в бытовку. — До работы мне добираться около часа, поэтому вставать приходится в 4.20. Смена же начинается в 6.30.
Надеваем спецовки, берем ведра, метлы и идем в первый по списку двор. Мусора я не вижу, у Людмилы же глаз наметан.
— Смотри, сколько «подснежников» возле урны, — удивляет она меня. Оглядываюсь в поисках цветов. На дворе-то февраль.
— Мы так между собой называем окурки, — поясняет дворник. — Вообще, этой зимой работать проще, чем прошлой: нет столько снега, из-за которого каждый двор приходилось расчищать по два-три часа. Из-за «Хавьера» того и вовсе два дня с лопатами не расставались. Помню, утром после урагана прихожу на остановку, а там еще два человека стоят. Транспорта нет, как на работу добираться? Подумали и скинулись по 30 тысяч на такси. Коллеги потом шутили, что в Минске даже дворники на такси ездят.
На Энгельса, 28 относительно чисто. Кроме окурков в наши ведра попадают пара пластиковых бутылок и два «мерзавчика», они же чекушки.
— С жильцами мне повезло: люди аккуратные, — по дороге в следующий двор рассказывает Людмила. — Да и, как мне кажется, где хорошо убирают, там не мусорят. Хотя, когда работала в ЖЭСе Заводского района, проблемы были. Там люди не только труд дворника не уважали, но и друг друга. В одном из домов, например, под окнами несколько жильцов сделали грядки. А соседи по подъезду вытряхивали на эти мини-огороды пепельницы, бросали бутылки и консервные банки.
— А почему стали дворником? — интересуюсь.
— Я была оператором ЭВМ, проводницей, продавцом, — перечисляет профессии собеседница. — Перед пенсией случилась беда — слетели коронки, денег на врачей не было. А без улыбки к покупателям нельзя, уволилась. Подвернулась вакансия дворника — попробовала, осталась. Год трудилась в Заводском районе, а пять лет назад перешла в Ленинский. Тут зарплата в два раза больше. Правда, и работы много: у меня три двора и здание ЖЭСа. Считай, полторы ставки. Но самое интересное: рядом оказалась стоматология. Здешние доктора часто хвалили мой труд и даже предложили полечить зубы с огромной скидкой. Теперь улыбка у меня голливудская.
— Да и сами вы прекрасно выглядите, — делаю комплимент Людмиле Дмитриевне.
— Я же родилась женщиной, а не дворником. Значит, волосы должны быть уложены, глаза подкрашены, маникюр, — украдкой смотрит она на ногти. — Подпортилась к концу недели моя красота. Но ничего, в субботу перед курсами по бисероплетению подправлю. И вообще, в свои э-э… чувствую себя на… 37!
«Какие-то подозрительные поросят унесли»
Проходим на Карла Маркса, 33 и прямиком к контейнерам. Нужно убрать то, что осталось после мусоровоза. Луковые ошметки, яичная скорлупа… Да, явно не «Шанель № 5».
— Не брезгуете? — спрашиваю, собирая остатки в совок.
— Короны у меня нет, любую работу кто-то должен делать, — говорит Людмила. — Хотя из-за возраста порой думаю уйти. А потом ловлю себя на мысли: а кто будет следить за всей этой красотой и кормить здешних котов? Да и профессия у меня нескучная. Помню, знакомому дворнику понравилась жительница дома, который он убирает. Как-то случайно он узнал, что у нее завтра день рождения. Спрашивает: «Какой подарок сделать?» Посоветовала ему клумбу под ее окнами разбить. Он мне: «Где же я за ночь столько цветов возьму?» — «Вскопай землю, остальное сделаю я», — успокоила. Утром принесла из дома много бархатцев, которые на подоконнике растила, и высадила перед ее окнами. Дама подарок оценила и даже в гости нас пригласила.
Переходим в следующий двор. На улице уже светает, люди торопятся на работу.
— Здравствуйте! — подходит к нам один из жильцов дома. Узнав, что я журналист, приглашает: — Весной приходите. Людмила тут цветов насадила, розарий сделала. Прошлым летом в наш двор даже участницы конкурса «Мисс Супранешнл» забежали, чтобы сфотографироваться. Так мы теперь шутим: «Листай, Людмила, гламурные журналы, там точно должны твои розы напечатать».
Рядом с клумбами замечаю пять сделанных из бутылок розовых поросят.
— Эти хрюши однажды попали в передрягу. У нас один из дворов ЖЭСа участвовал в конкурсе показательных. И все было красиво и аккуратно, но вот изюминки не хватало. Вот я и предложила на время туда трех свинок «поселить», — вспоминает собеседница. — Через пару дней попросила коллегу помочь мне их назад принести. И сразу звонок в ЖЭС. «Сегодня в шесть утра какие-то подозрительные мужчина и женщина украли у нас поросят», — жаловался абонент. Так что замечают наши люди красоту.
— Увы, не все, — не соглашаюсь.
— Лишь однажды из-за работы разревелась. Прихожу утром, а во дворе кто-то срезал куст роз. Обидно, столько труда в них вложила. Но, кстати, в тот же день я нашла сто тысяч — видимо, это была компенсация — и потратила их на новые цветы.
На часах 10.30. Заканчивается первая смена. Теперь до 12.30 можно посидеть в бытовке.
— Я редко в этот промежуток отдыхаю: зимой чищу снег, летом — копаюсь с цветами, — заваривая чай, говорит Людмила. — Работы много. В дворники ведь мало кто идет: нас, например, в ЖЭСе вместо восьми — четверо. Подруги часто меня «пилят»: «Людка, нашла бы ты себе что-нибудь полегче!» Но сын с дочкой, а это главное, поддерживают.
Работа, и правда, непростая. Все четыре часа мы не сидели ни минуты. Спина, не буду врать, немного побаливала. А ведь сегодня день не снежный, а значит, для уборки считается простым. Да и сделали мы пока лишь часть запланированного. После обеда Людмиле еще нужно подмести и помыть четыре подъезда 4-этажного дома. Но сложности ее не пугают.
— Именно наш труд с утра задает жильцам дома настроение на весь день, — уверена она. — Вот выходит человек утром на работу, а во дворе чисто, и сразу улыбнуться хочется.
------------------------------------------------
Комментарий в тему
Алексей ГЕРАСИМЧИК, заместитель генерального директора по идеологической работе Минского городского жилищного хозяйства:
— Сейчас городу не хватает 1100 рабочих по комплексной уборке. Чтобы облегчить труд дворников, мы закупаем технику. В этом году, например, приобрели 42 стандартных трактора и 20 мини-тракторов МТЗ «Беларус-320», грузовые автомобили, погрузчики, газонокосилки и мотоблоки. Теперь в каждом ЖЭСе есть, как минимум, один трактор.