Кто и зачем ставит в Гродно киоски "Табак"
Республиканский эксперимент начался в Гродно. На остановках поставят около сотни табачных киосков. Сейчас установлено 34 ларька, три из них уже начали работать.
Розничной торговлей сигарет предприятие будет заниматься по всей Беларуси. После визита премьера Михаила Мясниковича в прошлом году было принято решение начать эксперимент с Гродненской области.
В планах фабрики за 1 квартал установить в регионе около 200 табачных ларьков. Только в Гродно появится около 100 киосков. Сейчас установлено 34, работают только три: на улицах Пушкина, Советских пограничников и Ольги Соломовой. Первые шесть киосков за пределами области появятся в Могилеве. Также ведутся переговоры во всех остальных областных центрах.
По словам помощника генерального директора табачной фабрики Дмитрия Чугая, появление ларьков связано с несколькими причинами:
- Во-первых, наша отрасль должна контролироваться государством, потому что табачная продукция наносит вред здоровью человека. Во-вторых, эта мера по защите внутреннего рынка. В январе 2015 года в Беларуси будет отменено исключительное право государства (институт специмпортера) на импорт табачных изделий. Так отменится ограничение доступа субъектов предпринимательской деятельности на рынок стран - членов Таможенного союза.
После отмены монополии на фабрике допускают, что в Беларусь начнет хаотически поступать импорт от любого производителя ближнего и дальнего зарубежья. Сейчас в Беларуси, кроме двух производителей, табачной продукцией торгуют три мировые компании: "Бритиш Американ Тобакко", "Джапан Тобакко Интернейшнл" и "Империал Тобакко". Лидера мирового табачного рынка - компании "Филип Моррис Интернейшнл", которой принадлежат 7 из 15 ведущих табачных брендов, на белорусском рынке нет.
- В-третьих, мы развиваем и свою фирменную торговую сеть, чтобы сократить потери продаж на внутреннем рынке, - продолжает Дмитрий Чугай. - Сейчас наша продукция слабо представлена на витринах многих магазинов розничной сети, потому что мы не практикуем наличное спонсирование снабженцев и продавцов частных магазинов и не платим им за пачко-места. В наших киосках будет продаваться продукция всех производителей.
Все торговые объекты будут работать в соответствии с требованиями законодательства о торговле и рекламе. Также здесь будет установлено видеонаблюдение, что должно исключить продажу сигарет лицам, не достигшим 18-летнего возраста.
Создавая свою розничную сеть, табачная фабрика хочет подстраховаться на тот случай, если сигареты уберут из витрин обычных магазинов. Проект соответствующего закона уже разработан в Беларуси и вынесен на общественное обсуждение.
Подобные киоски не являются белорусским ноу-хау. Они станут отечественным продолжением мировой практики по продаже табачных изделий в отдельных магазинчиках, где кроме сигарет можно купить газеты, талончики на проезд, воду или жевательную резинку.
- Мы должны учитывать коммерческий интерес, - поясняет Дмитрий Чугай. - Не можем же мы ставить киоски в поле. Тем более это распространенная мировая практика, где табачная продукция продается лишь в специализированных магазинах. Табакерии есть в Италии, Испании, Греции, Китае. А там борьба с курением ведется куда активнее. Это и способ ограничить продажу сигарет в магазинах, где есть детский ассортимент. Нужно, чтобы подобная продукция концентрировалась в одном месте. Табачная продукция не должна попадать в поле зрения подростка, который покупает в магазине хлеб или молоко.
Что говорит врач?
По мнению заведующей наркологическим отделением для лечения и реабилитации лиц, страдающих зависимостями, ГОКЦ "Психиатрия - наркология" Валентины Муриной, идея хорошая, если она предполагает продажу сигарет в отдельных специализированных местах, а не в продовольственных магазинах.
- Реализация этой идеи, когда табачные киоски размещаются в общественных местах (например, на остановках), наоборот, упрощает покупку сигарет, - комментирует врач. - Надпись "Табак" постоянно будет в поле видимости детей, которые ждут общественный транспорт. Подобные специализированные магазины лучше размещать около больших торговых объектов или на выезде из города, чтобы доступ к табачной продукции был ограничен.
В тему
С 1 февраля 2014 года на 50% выросла стоимость акцизных марок для маркировки сигарет - с 120 до 180 рублей. Также на 3-21% подорожали сигареты как импортных, так и отечественных марок за счет роста ставок акцизов.
По словам Дмитрия Чугая, табачная фабрика не может позволить себе поднять цены на сигареты на ту же величину, что и рост налогов.
- В нашем основном ценовом сегменте (сигареты низкой ценовой категории) увеличить цену на 60 рублей означает еще больше приблизиться к мировым маркам, - говорит он. - Это грозит тем, что потребитель предпочтет импортные сигареты. Поэтому, чтобы остаться конкурентоспособной, фабрика должна поступиться своей прибылью. В прошлом году мы уже потеряли 15% внутреннего рынка. В этом году из-за прогрессивного роста ставок акцизов и соответственно цен ожидаем снижение продаж на внутреннем рынке еще на 9-10%. И это оптимистический прогноз. Потери на внутреннем рынке ГТФ "Неман" планирует возмещать наращиванием экспорта. В 2013 году объем экспортных поставок вырос в 4,5 раза по сравнению с 2012 годом. Только в январе текущего года экспорт был увеличен в 12 раз по сравнению с январем 2013-го.
Справка "ВГ"
С 2007 года импорт табака в Беларусь осуществляет одно госпредприятие Управления делами Президента Республики Беларусь - "Беларусьторг". Президент декретом №4 закрепил за государством исключительное право на ввоз в страну табачного сырья и табачных изделий. Ввозить табачное сырье могут только производители готовой продукции: ОАО "Гродненская табачная фабрика "Неман"" и ООО "Табак-Инвест".
Читайте также:
Больше всех в Гродненской области зарабатывают программисты
Австралиец 5 лет живет в Гродно, чтобы видеть дочь
Go з намі, альбо Як адчуваць сябе замежным турыстам у Гродне