Как государство теряет миллионы долларов на сером рынке труда?
Сдавать работников в аренду — звучит дико, но в Беларуси — это реальность. Однако поскольку данная услуга не закреплена у нас в стране законодательно, как на Западе, то игроки на рынке вынуждены работать по серым схемам. Государство от этого теряет немалые деньги.
Что такое аренда персонала?
Аутстаффинг и лизинг персонала — новый, но достаточно востребованный вид услуг, который оказывают в Беларуси кадровые агентства.
Аутстаффинг — вывод сотрудника за штат компании-заказчика и оформление его в штат компании-подрядчика. При этом он продолжает работать на прежнем месте и выполнять свои прежние обязанности, но обязанности работодателя по отношению к нему выполняет уже компания-подрядчик.
Лизинг персонала — управленческая технология, позволяющая обеспечить бизнес-процесс компании необходимыми трудовыми ресурсами, используя услуги сторонней организации.
В настоящее время законодательство о труде не регулирует такие формы трудовых отношений, отметил в сентябре 2013 года первый заместитель министра труда и социальной защиты Петр Грушник,
Как правило, данными видами услуг пользуются компании, которые не хотят обременять себя поиском персонала, бухгалтерской работой, охраной труда и пр.
«Условно говоря, у меня есть бизнес. Я на этом зарабатываю деньги. Зачем мне заниматься бухгалтерией, кадрами, охраной труда, за которую у нас в стране дрючат больше, чем за все остальное?! Я лучше отдам эту работу оператору, который имеет высококвалифицированный персонал и может закрыть 90% всех этих вопросов», — объясняет председатель правления Ассоциации кадровиков Вадим Сорока.
По его словам, если отказываться от услуг кадрового агентства, то на 50 работников в штат компании потребуется как минимум 2 бухгалтера, 1 кадровик и 1 инженер по охране труда. Это, примерно, 2 тысячи долларов дополнительных расходов, в то время как кадровому агентству за услуги придется заплатить от 500 до 1 тыс. долларов.
«Зачем тратить на это колоссальное время и ресурсы?! Это же вспомогательные функции для бизнеса», — говорит эксперт.
Компании ищут через кадровые агентства работников различных специальностей. От простых рабочих до менеджеров.
К примеру, крупный игрок на белорусском рынке труда, американская корпорация Manpower чаще всего работает с представительствами иностранных компаний в Беларуси и предоставляет им по аутстаффингу менеджеров по продажам, региональных представителей, маркетологов, специалистов по работе с клиентами, представителей для различных фармацевтических компаний и т.д.
«По сравнению с прошлым годом востребованность данной услуги увеличилась на 20%», — говорит специалист по работе с ключевыми клиентами представительства Manpower в Беларуси Анатасия Шестак.
Как оформляются трудовые отношения?
Когда Manpower находит для клиентов необходимых работников, то оформляет их себе в штат. Затем заключает договор с компанией-клиентом. При этом ответственность за работников несет Manpower.
«У нас всё по законодательству. Когда любой человек оформляется у нас, производятся обязательное страхование, отчисления в ФСЗН, пенсионный фонд, выплачивается подоходный налог и т.д.», — говорит Анастасия Шестак.
Вадим Сорока объясняет, каким образом американская корпорация зарабатывает деньги, работая на белорусском рынке.
«Они не проводят здесь деньги, а только выплачивают зарплату. Они — операторы, а все услуги проходят за рубежом. Мы получаем меньше налогов, чем могли бы. Государство проигрывает», — объясняет эксперт.
Он говорит, что в Беларуси по схеме Manpower работает 5% кадровых агентств.
Остальные игроки на рынке труда поступают иным образом. Тут есть два варианта оформления трудовых отношений. Один из них — когда операторы находят для клиентов нужный персонал, то создают под конкретную услугу юридическое лицо. Например, ЧУП «Заправщик», когда речь идет о юридическом лице, в штате которого числятся заправщики на АЗС.
«С учетом того, что в Беларуси нет никаких сложностей с созданием юридических лиц, есть возможность работать по упрощенной системе налогообложения, есть возможность вести бухгалтерию и кадровое делопроизводство на аутсорсинге, то ничего сложного в этом нет. Занимает это три-четыре дня. То есть, ты создал что-то однажды и потом просто штампуешь раз за разом», — говорит управляющий компанией «Административный ресурс» Алексей Немкович.
По его словам, между юридическим лицом, клиентом и кадровым агентством заключается трехсторонний договор.
Кадровики зарабатывают за счет того, что клиент готов платить им деньги за сервис. В выплаченную агентству сумму включена зарплата работников, подоходный налог, отчисления в ФСЗН, обязательное страхование и естественно маржа, которая идет на создание юрлица, на содержание административного персонала и поиск работников.
«Условно, за маржу на счет компании поступает дополнительная тысяча долларов. Если это просто 1 тысяча долларов в месяц, то это ничего. Но если это 10 компаний, то это 10 тысяч долларов. За год это 120 тысяч долларов. То есть, ты сгенерировал денежный поток, который позволяет тебе развивать другие виды деятельности», — отмечает управляющий компанией «Административный ресурс».
Как кадровики работают по серым схемам, и сколько от этого теряет государство?
Однако такой способ не самый распространенный. Чаще всего, когда кадровое агентство находит нужных для клиентов работников, то оформляет их в качестве индивидуальных предпринимателей. Затем заключаются отдельные договора между ИП и клиентом, агентством и клиентом.
И здесь начинается самое интересное!
Единственное отчисление, которые ИП производят как юридическое лицо в адрес государства, это уплата налога. Ни о каких больничных и отпускных здесь речи не идет. При этом, если ИП работает по упрощенной системе налогообложения, то может отчислять, например, всего 5% от выручки (условно, зарплаты). В случае же найма на работу по стандартному договору, налоги и отчисления, как правило, достигают 50% от зарплаты.
Условно, компания, владеющая сетью АЗС, нанимает кадровое агентство для поиска 10 заправщиков. Кадровое агентство находит этих людей и оформляет на каждого ИП. Каждый месяц такой заправщик получает от компании 700 долларов зарплаты. Из них ИП платит государству 5% налог или 35 долларов. 10 заправщиков отчисляют в казну государства 350 долларов.
Если бы компания наняла 10 заправщиков напрямую и заключила с ними стандартный трудовой договор, то выплаты государству достигали бы порядка 3500 долларов. Мимо казны идет свыше 3 тысяч долларов.
Эксперты не берутся оперировать суммами проходящих мимо бюджета средств в масштабах страны.
Мы предлагаем посчитать следующим образом.
В 2006 году, до принятия указа № 760, по которому ИП запретили использовать наемных работников, кроме членов семьи и близких родственников, в Беларуси насчитывалось около 177,9 тыс. индивидуальных предпринимателей. По состоянию на январь 2014 года у нас 246,2 тыс. действующих ИП. За семь лет их число выросло почти на 70 тысяч.
Допустим, половина из них работает по вышеуказанным серым схемам, имеет средний ежемесячный доход в 500 долларов и отчисляет государству всего 5% налогов или 25 долларов. В случае же заключения стандартного трудового договора, отчисления должны были составить 50% от дохода или 250 долларов. Разница — 225 долларов. И вот если эту сумму умножить на количество ИП, которые, как предполагается, работают по серым схемам, то выходит, что ежемесячно государство недополучает в казну около 8 млн. долларов.
«Масштабы такой «деятельности» — катастрофичны. Кроме налогов, мы теряем намного больше. Мы породили у людей систему правового нигилизма», — говорит председатель правления Ассоциации кадровиков Вадим Сорока.
Александр ЯРОШЕВИЧ