Как добавить зеленого в рабочие будни?
При нынешнем ритме жизни, проводя на работе по 8-10 часов в день, сложно найти время на что-то общественно полезное. Однако для тех, кто считает себя экологически ответственными, есть возможность и в таких условиях внести свой вклад в охрану окружающей среды.
Что такое «зеленый офис»?
Концепция «Зеленого офиса», поясняет директор Центра экологических решений Евгений Лобанов, подразумевает, что организация или компания внедряют экологические или природоохранные принципы в свою непосредственную деятельность.
«Чем бы компания ни занималась, и какой бы ни была ее непосредственная деятельность, производство это или школа, все равно есть стандартный перечень вещей, которые оказывают влияние на окружающую среду. Какое стоит освещение, что делают с макулатурой, какие товары закупают для офиса, какие материалы использованы при ремонте, как обустроено отопление и многие тому подобные вещи. Из всех этих, условно говоря, мелочей, в итоге складывается влияние, которое организация оказывает на окружающую среду. Одно дело, если в офисе работает пять человек, но если мы говорим о компании со штатом в пятьсот сотрудников, то понятно — масштабы очень большие», — отметил Евгений Лобанов.
Программе «Зеленый офис» уже порядка двадцати лет, у нас же эта идея начала приживаться только пару лет назад. Сейчас сложно сказать, есть ли в Беларуси полностью экологически дружественные компании. Для сравнения, в России такими себя считают около тридцати крупных организаций. Белорусские экологи отмечают, что интерес есть и здесь.
«В прошлом году даже было несколько мероприятий по этой теме. Мы проводили одно в рамках Всемирной недели предпринимательства. Представители порядка двадцати компаний пришли нас послушать, а потом обращались к нам, чтобы мы помогли некоторые вещи внедрить. То есть мы видим, как эта тема потихоньку развивается, что радует», — говорит Евгений Лобанов.
Первые шаги
Если к концепции «Зеленого офиса» относиться серьезно и ответственно, то можно сэкономить не только природные, но и финансовые ресурсы. Ведь экономия — это пусть небольшой, но реальный вклад в решение проблемы глобального изменения климата.
С чего же начать? Сотрудник программы по экологически дружественному образу жизни Центра экологических решений Дарья Чумакова считает, что нужно начать с оценки того, что происходит в офисе.
«Не все это любят делать. По возможности, нужно замерить, сколько сотрудники используют бумаги, электроэнергии, воды. Это нужно для того, чтобы правильно разработать свою собственную программу, а потом видеть и собственные достижения», — советует эколог.
Эти замеры можно сделать самостоятельно, но если речь идет о большой компании, то экологические организации могут помочь в таком исследовании.
Не стоит вводить все принципы «Зеленого офиса» одновременно, к этому могут быть не готовы сотрудники. «Можно поговорить с людьми и даже провести анкетирование, чтобы узнать, что им проще изменить в повседневной жизни», — советует Дарья Чумакова.
Самый простой и беспроигрышный вариант — это сбор бумаги. Это можно организовать без каких-либо затрат.
Фото the-village.ru http://www.the-village.ru/
«Обсудите, может ли кто-то из сотрудников за большое «спасибо» или за маленькую премию вывезти ее на специальные пункты приема. В принципе, ее можно правильно упаковать и сложить около желтого контейнера для отходов», — говорит Чумакова.
Если макулатуры много, есть смысл ее вывозить и сдавать: «Вы получите небольшие деньги, но это такое странное чувство — зарабатывать на мусоре! Даже если вы сможете купить полкоробки сахара — уже хорошо. Значит, это работает».
Еще один простой шаг — сбор отработанных батареек, чтобы потом их правильно утилизировали.
Уровень для продвинутых
Следующий шаг — электронный документооборот.
«Если компания небольшая, такое нововведение не составит особого труда. Для большой организации мы советуем в тестовом режиме попробовать электронный документооборот в одном отделе. Ведь если это людям будет неудобно, то от такой части программы лучше отказаться», — говорит Дарья Чумакова.
Можно обратить внимание на то, как печатают документы для личного пользования. Чаще всего в настройках стоит шрифт Times New Roman и поля по 4,5 сантиметра. Если документы не требуют оформления по ГОСТу, можно изменить поля, сделать их более узкими и использовать шрифт Century Gothic, который является более сберегающим шрифтом. Также можно установить другой кегль. Эти простые действия позволят экономить и бумагу, и картридж.
Канцтовары могут стать настоящим камнем преткновения, особенно это касается офисов-неофитов в зеленом движении.
«Фирмы, которые продают такие товары, поняли, что экологическое — это модно, и стали вешать такие ярлычки на продукцию, которая никакого отношения к «зеленым» вещам не имеет. Поэтому мы рекомендуем использовать дорогие товары и металлические ручки. Люди будут ими дорожить и использовать их несколько лет. Если работа такая, что ручки постоянно уходят, то позаботьтесь о том, чтобы это были перерабатываемые материалы: бумага или дерево», — советует эколог.
Дарья Чумакова отметила, что во время общих закупок можно чуть больше внимания уделить анализу необходимости товаров, сделать некоторые из них общими. Это касается таких вещей, как степлеры, дыроколы и другое.
High level
Максимально используйте естественное освещение, советуют экологи. Но в нашей стране солнечные дни бывают не часто, а многим приходится работать вечером или рано утром. В таком случае лучший выход — локальное освещение.
Еще одна позиция «Зеленого офиса» — проветривание. Дарья Чумакова отметила, что по многим показателям воздух в помещении хуже, чем снаружи, даже если окна выходят на оживленную улицу. Эксперт также советует не злоупотреблять микропроветриванием — это приводит к сквознякам и сильно остужает офис.
«Лучше договориться об удобном для всех времени, когда работники открывают окна и выходят из кабинета на несколько минут», — подсказала она.
Многие офисы в Беларуси уже используют рычажные краны и только холодную воду. «Если надо только сполоснуть руки, то это не вызовет больших неудобств, — отмечает Дарья Чумакова. — Зато позволит сэкономить ресурсы и уменьшить энергозатраты».
Для самых серьезных любителей окружающей среды эколог посоветовала обратить внимание и на чайник — серьезный поглотитель энергии. «Спросите у коллег, кто хочет чаю, и наберите столько воды, сколько необходимо для этого количества человек. Тем более что кипятить воду несколько раз не следует», — рассказала Чумакова.
Как говорят экологи, нет какой-то четкой и обязательной последовательности в «озеленении» офиса, любые части программы можно вводить в случайном порядке. Главное, чтобы это было органично и никому не приносило неудобств.
Мария ГРИЦ