Зельцер и Функ подали еще один иск против «Белнефтехима»
Американский адвокат Эмануил Зельцер и его секретарь Владлена Функ подали иск в Бруклинский федеральный суд, обвинив концерн «Белнефтехим» в причастности к их аресту в Беларуси в 2008 году, сообщает американская газета Daily News.
![]() | ![]() |
Эмануил Зельцер | Владлена Функ |
Сумма иска, составленного на 26 страницах, — 140 млн. долларов. Зельцер и Функ обвиняют «Белнефтехим» в том, что концерн «стоял за несправедливым арестом и пытками со стороны белорусского правительства и диктатора Александра Лукашенко».
Зельцер утверждает, что в марте 2008 года встречался в Лондоне с российским олигархом Борисом Березовским, когда агенты КГБ подсыпали снотворное в его кофе, а затем его с Функ тайно вывезли в Беларусь на личном самолете Березовского.
По словам Зельцера, это похищение было разработано, «чтобы заставить правительство США отменить экономические санкции, наложенные против «Белнефтехима», который был крупнейшим экспортером белорусских товаров в США», цитирует исковое заявление Daily News.
По данным газеты, белорусский концерн представляет юридическая фирма White & Case. Эта компания неизменно входит в топ-5 лучших юридических фирм мира по данным авторитетных рейтингов Chambers Global, Who's Who Legal и Legal 1000.
Иск к «Белнефтехиму» с аналогичным содержанием Зельцер и Функ уже подавали в июле 2012 года в суд Кингс-Каунти в Нью-Йорке.
Пресс-секретарь «Белнефтехима» Марина Костюченко, комментируя ситуацию по просьбе БелаПАН, заявила: «Мы с Зельцером никаких контрактов, обязательств не подписывали и никаких отношений не имеем».
По поводу обвинений со стороны Зельцера в том, что «Белнефтехим» стоит за его арестом, Костюченко сказала: «Мы производственное подразделение, занимаемся производством продукции. Если мы не имели к нему никакого отношения, зачем нам это нужно? Это просто смешно».
Эмануил Зельцер и его секретарь Владлена Функ были задержаны в Минске 12 марта 2008 года. 11 августа Минский городской суд признал их виновными в использовании заведомо ложных документов и покушении на коммерческий шпионаж. Зельцер был приговорен к трем годам лишения свободы, Функ — к одному году. Своей вины они не признали. 31 октября Верховный суд Беларуси оставил приговор в силе. Судебные процессы проходили в закрытом режиме.
По словам Зельцера, при обвинении в использовании заведомо поддельного документа имелось в виду завещание покойного грузинского бизнесмена Бадри Патаркацишвили, адвокатом которого он являлся. Вдова Патаркацишвили Инна Гудавадзе и его друг российский бизнесмен Борис Березовский объявили это завещание подделкой.
Обвинение в попытке промышленного шпионажа, заявил Зельцер, появилось в последний день следствия, поскольку существовали опасения, что «обвинение в «подделке» развалится из-за решения грузинского суда»: до начала процесса в Минске суд Тбилиси признал завещание Патаркацишвили подлинным.
Зельцер сообщил, что «под давлением» в Минске он был вынужден позвонить в отель в Лондон, где находился оригинал завещания Патаркацишвили, «и дал указание передать все документы Березовскому», а не клиенту, который должен был их забрать.
По словам американского юриста, Березовский был «основным свидетелем» на суде в Минске. Он считает, что в его задержании «был общий интерес Березовского и кого-то из белорусской верхушки». По информации Зельцера, Патаркацишвили «инвестировал около 200 млн. долларов в белорусскую нефтехимию».
Артем ШРАЙБМАН