Стоит ли белорусам бояться радиации в российских продуктах?

Источник материала:  
26.01.2014 13:21 — Новости Общества


Белорусские чиновники считают необходимым изменить технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции». Содержащиеся в этом документе допустимые нормы радионуклидов в продуктах питания значительно превышают белорусские нормативы.

Стоит ли белорусам бояться радиации в российских продуктах?

Техрегламент «О безопасности пищевой продукции» вступил в силу 1 июля 2013 года. Однако до 15 февраля 2015 года допускается производство и выпуск в обращение продукции в соответствии с национальным законодательством.

Отличия по нормативам содержания радионуклидов в белорусском законодательстве и техническом регламенте ТС значительны. Например, норма по стронцию в детском питании в техрегламенте ТС выше белорусской национальной в 13 раз.

Ранее предполагалось, что белорусские нормативы будут учтены при гармонизации и унификации нормативной базы Союзного государства по вопросам радиационной защиты, в частности, гигиенического нормирования содержания радионуклидов в продуктах питания. Тем более что нормативы по содержанию цезия в продуктах питания примерно одинаковые и в Беларуси, и в России, а теперь и в законодательстве ТС, а основной проблемой являются различные нормативы по содержанию стронция.

Однако этого не случилось, и у белорусских специалистов появилась еще одна головная боль.

Как отметил в комментарии для Naviny.by первый заместитель начальника Департамента по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Министерства по чрезвычайным ситуациям Анатолий Загорский, действующие в настоящее время допустимые уровни содержания цезия и стронция в пищевых продуктах и питьевой воде утверждены Министерством здравоохранения в 1999 году. До 2015 года республиканские нормативы будут действовать без всяких ограничений.

Кроме того, принятие норм Таможенного союза не означает автоматический отказ от белорусских нормативов, которые по содержанию стронция по сравнению с другими странами можно назвать жесткими, подчеркнул Загорский.

Если в Беларуси норма стронция в молоке — 3,7 Бк/л, хлебе — 3,7 Бк/кг, детском питании — 1,85 Бк/кг, то в России эти нормативы в разы мягче: молоко — 25 Бк/л, хлеб — 25 Бк/кг, детское питание — 20 Бк/кг.

«Поскольку на территории Беларуси не изменились нормы по содержанию стронция, — подчеркнул Анатолий Загорский, — то для белорусского производителя нормы Таможенного союза действуют только в случае торговых операций с партнерами по ТС. Возможность же попадания в Беларусь продукции с превышением наших нормативов по содержанию радионуклидов существует лишь теоретически. В России и в Казахстане загрязнение территории стронцием носит локальный характер, и эти территории не используются для производства сельскохозяйственной продукции, поэтому попадание оттуда на территорию Беларуси «грязной» сельскохозяйственной продукции исключается. Таким образом, даже в случае действия норм Таможенного союза для населения Беларуси опасности нет».

И все же, чтобы исключить даже теоретическую потенциальную угрозу, законодательство стран ТС все же необходимо привести к общему знаменателю.

«В настоящее время государственные органы Беларуси готовят соответствующие предложения, которые будут направлены правительству Республики Беларусь для принятия решения, — сказал Анатолий Загорский. — В них будет обоснована необходимость сохранения на территории Беларуси достигнутого уровня радиационной защиты населения».

Отметим, что проблема повышенного содержания радионуклидов в сельскохозяйственной продукции скорее характерна для Беларуси, поскольку 14% территории страны загрязнено цезием и около 6% — стронцием. Поэтому, говорит представитель Департамента по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, «нам необходимо быть более внимательными к вопросам контроля содержания стронция в продукции, чем нашим партнерам по Таможенному союзу».

Анатолий Загорский подчеркнул, что «практически все производимое в республике молоко удовлетворяет допустимым нормам».

«Метод смешивания «чистого» и «грязного» молока в Беларуси не используется. Продукция, в которой регистрируется даже незначительное повышенное содержание радионуклидов, идет на переработку, в результате которой полученные вторичные продукты(в случае с молоком — это сметана, масло, творог)удовлетворяют нормативным требованиям», — заключил Анатолий Загорский.



Елена СПАСЮК

←Православная церковь в Беларуси попала в зависимость

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика