Заместитель председателя Палаты представителей Виктор ГУМИНСКИЙ: «Сельскому человеку некогда ходить по кабинетам...»
— Виктор Александрович, вы работаете в парламенте четвертый созыв. Что все-таки первично для депутата: законодательство или работа в округах с избирателями?
— Не думаю, что надо разделять эти два основных направления работы депутата. Они идут естественно и параллельно. Законом Республики Беларусь о статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания конкретно и четко определено, какую работу должен проводить депутат в своем избирательном округе и как. Определены и формы. Скажем, проведение собраний. Но, согласитесь, провести собрание, когда у тебя в среднем 50—60 тысяч избирателей, нереально. Поэтому я, во-первых, ежегодно готовлю и публикую в местной газете отчет.
Наряду с законодательной работа в избирательном округе — одно из основных направлений деятельности депутата. Он должен знать положение дел в регионе и проблемы людей. Вот такая живая связь.
— Помогают ли встречи с избирателями в округе в законотворческой работе? Какова идеальная конструкция в связке «сессия — депутат — округ»?
— Работа в округе дает живую связь с людьми, «приземляет» к насущным проблемам человека. Это, естественно, сказывается на качестве подготовки законопроектов, которые вносятся по тем или иным направлениям.
Я постоянно на ежедневной связи с райисполкомом и райсоветом. Стараюсь принимать участие во всех общественно-политических и социальных мероприятиях округа. По мере возможности участвую в заседаниях исполкома и сессиях райсовета. Принимаю самое активное участие в обсуждении вопросов и предлагаю пути их решения. И соответственно беру материалы для подачи или обсуждения тех или иных вопросов на областном уровне или в республиканских органах управления. На заседаниях райисполкома присутствует большинство руководителей промышленных и сельхозпредприятий. Естественно, после заседания многие из них подходят ко мне со своими проблемами. Порой мы заранее созваниваемся и договариваемся о встрече. Они все знают мой телефон.
— Виктор Александрович, есть ли какие-то особенности в вашем общении с избирателями?
— У меня своя форма. Сначала я захожу к руководству района, коротко общаемся по основным вопросам и проблемам региона. Вот сейчас у меня в округ входит часть города Борисова и оставшиеся после реорганизации восемь сельских Советов. Чтобы люди не ехали издалека, поочередно провожу приемы в нескольких населенных пунктах, заранее оповестив избирателей. И так по кругу.
Сельскому человеку некогда ходить и долго стоять у кабинетов. Со мной на приемы едет, как правило, группа тех руководителей, присутствие которых я считаю необходимым. В сельские Советы приглашаю председателя районного Совета депутатов или руководителей сельхозпредприятий. Что здесь важно: можно сразу, на месте, «снять» многие проблемы.
— Психология сельчан отличается от психологии горожан?
— Сам из крестьян и очень хорошо знаю их проблемы. Скажем, у нас немало деревенек и деревень, где свой век доживают с десяток пенсионеров. Они тоже хотят, чтобы к ним и автолавка приезжала вовремя, и местный автобус заезжал, и медобслуживание им необходимо.
— А как решить этот вопрос с человеком, у которого проблемы с «людскостью»?
— На самом деле они решаются просто. За последнее время ко мне не раз обращались сельчане с жалобами на проблемы с транспортом. Например, жители деревни Веселово Борисовского района попросили разрешить остановку автобуса междугороднего маршрута, проходящего через их населенный пункт. Обратился в соответствующие органы, и как результат — в одних местах продлили автобусный маршрут, а где-то официально ввели остановки. Даже обидно бывает за сельчан: пашут с утра до ночи, привыкнув молча переносить трудности, непривередливы и нетребовательны. Чиновники же ссылаются на какие-то директивы, инструкции, а когда конкретно разбираешься, видишь, что все можно. Только нужно желание начальников, стремление помочь конкретному человеку или далекой деревеньке. А у кого этого не хватает, приходится подсказывать тем или иным способом.
— Виктор Александрович, у вас больше реальных возможностей «подсказать тем или иным способом». У депутатов, особенно сельских и районных, «рычагов» воздействия гораздо меньше. Может, поэтому люди охотнее идут на прием к депутату из Минска?
— О работе депутата судят, как и везде, по его реальным делам. Надо работать! Убежден, от самого народного избранника, от его личных качеств зависит очень многое. Если он толковый, как говорится, пробивной, есть желание и энергия, он найдет выход и решит проблему.
Вообще, суть работы депутата любого уровня, говорю это без всякого пафоса, — каждый день реальными делами оправдывать доверие людей, которые тебя избрали.
Ирина ГЕРМАНОВИЧ, «СГ»