Общественный транспорт Минска: система оплаты — европейская, комфорт — совковый
Последние новшества в системе общественного транспорта Минска, к сожалению, никак не связаны с решением проблемы некомфортности поездок. В большинстве столичных автобусов и троллейбусов по-прежнему летом невыносимо душно, а зимой ощутимо холодно. Но ведь пассажиры платят не только за то, что их везут, но и за то, чтобы их везли как людей.
Пассажирам предложат гибкие тарифы
Окупаемость перевозок в общественном транспорте Минска составляет около 35% для наземного транспорта и 45% для метро, сообщила заместитель генерального директора государственного предприятия «Минсктранс» Ирина Якубовская.
По ее словам, себестоимость одной поездки составляет около 7 тысяч рублей, в то время как цена билета — всего 3 тысячи. «Если оснастить транспорт дополнительными техническими средствами, расчет будет другой», — добавила она.
До мая текущего года «Минсктранс» будет работать по сложившейся тарифной политике, после чего перейдет к гибкой тарифной политике — по количеству поездок: на две, на три, на пять и так далее. «Человек будет меньше покупать бумажных талончиков, а купит себе 60 поездок и будет ездить определенное время», — отметила Ирина Якубовская.
Разрабатывается к тому же дифференцированная система в зависимости от расстояния поездки. При этом представитель «Минсктранса» поспешила снять с предприятия ответственность за ценовую политику:
«Предприятие тарифы не учреждает. Как только они будут рассмотрены Минэкономики и приняты, то будет внедрен и новый порядок оплаты. Но сказать, что это будет с 1 августа или с 1-го числа любого другого месяца, сложно».
Обогрев в транспорте — на совести производителя?
Отметим, что в Минске плата за проезд в общественном транспорте действительно существенно ниже, чем во многих европейских столицах. Но дотируя пассажирские перевозки, государство преследует одну цель — доставить население из пункта А в пункт Б, из дома на работу и обратно. Проблеме же комфортности перевозок внимания уделяется значительно меньше.
Зимой, особенно в морозы, самым комфортным видом городского транспорта является метро. В наземном же транспорте передвигаться по городу не так приятно. Хорошо обогреваемый троллейбус или автобус встретить сложно. Чаще всего в салоне есть небольшие теплые пяточки непосредственно возле печки. Там и окна оттаявшие, а на остальных изморозь такая, что ничего не видно.
Например, сегодня корреспондент Naviny.by реально замерзла за полчаса поездки в холодном троллейбусе маршрута № 35. После обращения на горячую линию «Минсктранса» перезвонил начальник колонны, где обслуживается троллейбус, и объяснил, что в этом троллейбусе испортилась печка — не высаживать же людей, если такое случилось. Из депо ведь троллейбус выезжал с работающим оборудованием. Мол, войдите в положение — работать ведь приходится с той техникой, какая есть.
«Но не надо забывать, что мы имеем дело с техникой и выпускаем на маршруты ежедневно около двух тысяч машин. Отопительное оборудование может выйти из строя прямо на линии, — отметил в комментарии агентству «Минск-Новости» заместитель главного инженера — начальник производственно-технического отдела КУП «Минсктранс» Евгений Цвирко. — К тому же есть человеческий фактор: обогрев в транспорте водители включают вручную. К сожалению, не все это делают своевременно. А разогревается машина не сразу, и остыть двигатель и салон успевают даже во время простоя на конечной станции. Немало тепла уходит во время открывания дверей каждые 2-3 минуты на остановках».
В Беларуси нет нормативных актов, регламентирующих температурный режим в салонах пассажирского транспорта. Поэтому специалисты «Минсктранса», руководствуясь собственным опытом, отопление салонов городских автобусов, троллейбусов и трамваев включают на полную мощность только при понижении температуры наружного воздуха до минус 5 С.
При этом салоны автобусов МАЗ в осенне-зимний период — с 15 октября по 15 апреля — независимо от погодных условий обогреваются постоянно с использованием тепла от системы охлаждения двигателя.
В электротранспорте салоны обогревают электропечи. Включают их при температуре 0…-5 С на половину мощности или с интервалом в 30 минут — в зависимости от модели троллейбуса или трамвая. А полностью — опять-таки только при температуре ниже минус 5 С.
Войти в положение «Минсктранса» и других эксплуатирующих организаций, как нас попросили, конечно, можно. Они действительно работают с той техникой, которую выпускают белорусские предприятия. Значит, в этой технике недостаточно продумана система обогрева, раз пассажиры мёрзнут. И мёрзнут, следует отметить, уже не одно поколение. И кто, наконец, обратит на это внимание производителей, как не авто- и троллейбусные парки?
Елена СПАСЮК