Дело "Экомедсервиса": операцию Юлии Кубаревой заканчивали при выключенном аппарате ИВЛ
21 января суд Октябрьского района продолжает рассматривать дело по факту смерти пациентки после пластической операции в медицинском центре "Экомедсервис". Свои показания дали свидетели: разработчик аппарата искусственной вентиляции легких и начальник сервисной службы фирмы-изготовителя "Респект-плюс".
26 марта в 18.47, еще до конца операции, аппарат искусственной вентиляции легких был выключен и больше не включался. Такие данные изложены в журнале наблюдений на винчестере самого аппарата.
Напомним, анестезиолог Шуров в своих показаниях утверждал, что операция закончилась примерно в 19.30 на работающем аппарате ИВЛ. То есть с 18.40, когда в системе появился кислород, Юлию Кубареву перевели на аппарат ИВЛ, и до конца операции она была подключена к аппарату, который работал исправно. Пластический хирург, как он сообщил в своих показаниях, не обращал внимания на то, подсоединена ли Кубарева к аппарату и работает ли он.
На судебном заседании 21 января в качестве свидетеля и специалиста показания дал разработчик ингаляционного аппарата для искусственной вентиляции легких МК-1-2 производства белорусской компании "Респект-плюс", начальник конструкторского отдела ПК ООО "Респект-плюс" Михаил Сасин.
"Аппарат устроен так, что в журнале наблюдений на винчестере аппарата через каждую минуту в память устройства записывается информация - технические данные работы аппарата", - заметил он.
Данные журнала зафиксированы в присутствии следователя и изложены в заключении.
Согласно данным от 26 марта, аппарат был включен в 17.04. До 17.53 аппарат работал без сигналов тревог, в 17.53 выдал ошибку. Несколько раз его включали и выключали, потому что аппарат снова и снова выдавал ошибки. В 18.47 аппарат был выключен и больше не включался.
"Дело в том, что когда аппарат включается в сеть и подается 220 вольт, в памяти сразу же фиксируется год, день, час, минута и секунда. То есть можно утверждать, что 220 вольт на этот конкретный аппарат 26 марта, да и после, не поступало", - объяснил Сасин.
В журнале зафиксировано, что газовый анализатор на момент проведения операции был отключен (напомним, приказы Минздрава запрещают проводить операции без газового анализатора). В памяти аппарата обозначено, что газовый анализатор был выключен еще в декабре 2012 года. Как пояснил разработчик, возможность отключить газовый анализатор есть в аппарате для того, чтобы можно было подключить более современный.
Почему аппарат работал с 17.04 до 17.53 без сигналов тревог (хотя 1 апреля после операции "Экомедсервис" вызвал сервисную службу, которая установила, что аппарат неисправен), неоднократно интересовались у Сасина. "Как аппарат позволил нам работать, если был неисправен? - не удержался от эмоций обвиняемый анестезиолог. - Вы какие-то замечания по работе аппарата принимаете? И где с ними можно ознакомиться?"
Разработчик согласился, что есть аппараты ИВЛ, которые не позволяют работать при неисправностях, но обратил внимание суда на то, что в аппарате есть световые и звуковые сигналы. Если текущие данные отклоняются от параметров, установленных на приборе, аппарат ИВЛ сигнализирует. Параметры на аппарате, говорит разработчик, установлены, опираясь на мировой опыт.
Как рассказал начальник сервисного центра "Респект-плюс" Александр Костиков, 1 апреля, уже после операции, по запросу "Экомедсервиса" специалист прибыл для ремонта аппарата ИВЛ. Специалисты включили неисправный аппарат, но никаких сигналов тревоги он не подавал.
Вместе с тем было установлено множество неполадок: треснутая колба, деформированное уплотнительное кольцо клапана, засоренный клапан вдоха. Была нарушена герметичность аппарата ИВЛ. "Это говорит о том, что оборудование было неисправным", - сказал Александр Костиков.
Гендиректор центра Галина Волжанкина сообщила, что 1 апреля спросила у специалиста сервисной службы, можно ли заключить с организацией договор о сервисном (техническом) обслуживании этого аппарата ИВЛ.
"Сервисное обслуживание мы не производим, мы проводим ремонт оборудования и заключаем разовый или годовой договор на ремонт", - отметил Костиков. Специалист пояснил, что техническое обслуживание или осмотр аппарата проводит сам пользователь - согласно инструкции каждый раз перед использованием. А конкретнее, эту проверку аппарата перед операцией должен был проводить анестезиолог или анестезиологическая медсестра.
Несчастный случай в "Экомедсервисе". Все новости по теме >>>
26 марта 2013 года 25-летняя жительница Гродно Юлия Кубарева сделала пластическую операцию коррекции формы носа в частном медицинском центре "Экомедсервис" в Минске, после которой она попала в реанимацию 4-й клинической больницы Минска с отеком головного мозга и спустя 4 недели умерла, не выходя из комы.
Врач-анестезиолог Александр Шуров привлекаeтся по ч. 2 ст. 162 Уголовного кодекса "Ненадлежащее исполнение профессиональных обязанностей медицинским работником, повлекшее по неосторожности смерть пациента" грозит лишение свободы максимально на срок до 5 лет с лишением права заниматься определенной деятельностью, занимать определенные должности или без лишения.
Генеральный директор Волжанкина Галина и главный инженер медицинского центра Вадим Лихута привлекаются к уголовной ответственности по ст.428 УК "Служебная халатность, повлекшая по неосторожности смерть человека", по которой предусмотрено максимально лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.