Вслед за медиками подачку получили и учителя
Столичным педагогам увеличили доплаты к тарифным окладам — на 50-150 тысяч рублей. Учителя называют такое увеличение не иначе как унизительным.
Учителя всех специальностей, родители-воспитатели и приемные родители, организаторы образования и руководители вместо доплаты в размере 240 тысяч теперь будут получать 390 тысяч рублей. На такую же сумму могут рассчитывать и воспитатели детских садов, музыкальные руководители, тренеры.
При этом медики, работающие в учреждениях образования, получат по 260 тысяч рублей, а библиотекари и помощники воспитателей — по 195 тысяч рублей.
Последний раз изменения в систему доплат вносились в апреле 2012 года, когда надбавки отвязывались от базовой величины. Как раз с 1 апреля 2012 года в Беларуси базовая величина была увеличена с 35 тысяч до 100 тысяч рублей. Так государство избавилось от необходимости автоматически — вместе с ростом базовой величины — повышать и доплаты врачам и учителям.
Работники детских садов остаются одной из самых низкооплачиваемых категорий работников. Тарифные ставки последний раз им были повышены в июле 2013 года: воспитателям — на 25%, а помощникам воспитателей — на 10%. В результате реальные зарплаты воспитателей увеличились до 2,6-2,7 млн. рублей, а помощников воспитателей — до 1,5 млн. рублей.
С 1 сентября 2013 года тарифные ставки (оклады) учителей, педагогов дополнительного образования, преподавателей учреждений профессионально-технического и среднего специального образования были повышены на 25%. Одновременно увеличилась и норма педагогической нагрузки за ставку: для учителей и педагогов дополнительного образования — с 18 до 20 часов в неделю. Получилось, что их вынудили работать больше за небольшую доплату.
Отметим, что Центральный комитет Белорусского профессионального союза работников образования и науки 26 декабря 2013 года после волнений в рядах медиков, в частности сотрудников скорой медицинской помощи, обратился в Совет министров с просьбой «обратить внимание на ситуацию, сложившуюся в отрасли».
Профсоюз отметил, что Кодекс об образовании не содержит положения о том, что государственная политика должна быть направлена на достижение зарплаты педагогических работников не ниже уровня в промышленности, а профессорско-преподавательского состава выше не менее чем в 1,5 раза. Нет в документе и упоминания размера объема бюджетного финансирования на содержание и развитие национальной системы образования не менее 10% от ВВП, как это было в законе «Об образовании».
По данным профсоюза, бюджетное финансирование сферы образования снизилось с 7% ВВП в 2004 году до 4,9% в 2012 году. Соотношение уровня среднемесячной зарплаты работников сферы к этому уровню в промышленности составило в 2011-м — 68,6%, в 2012-м — 65,6%, за январь-октябрь 2013-го — 60,1%.
Профсоюз считает, что «без направления дополнительных бюджетных ассигнований невозможно решить качественно вопрос повышения оплаты труда работникам организаций системы образования».
В проекте отраслевого соглашения Белорусский профсоюз работников образования и науки предложил определить в части дальнейших приоритетных составляющих совместной деятельности социальных партнеров меры, «направленные на <…> осуществления оплаты труда педагогических работников за весь объем выполняемых работ в соответствии с их должностными обязанностями».
Предлагается в числе прочего внести в Кодекс об образовании нормы об установлении нормативов финансирования системы образования и соотношения уровня среднемесячной заработной платы основных категорий работников системы образования с соответствующим общереспубликанским показателем.
Как отметил 17 января министр образования Сергей Маскевич, Минобразования не отказывается от ранее данных обещаний по повышению зарплаты педагогам.
«Оперативно, после появления закона о бюджете на 2014 год, начал готовиться целый пакет нормативно-правовых актов, которые будут стимулировать и регулировать вопросы повышения заработной платы в системе образования. Нужно окончательно взвесить все ресурсы, которые мы имеем на этот год. И я уверен, что все обещания будут выполнены», — цитирует Маскевича газета «Звязда».
Как отметил в комментарии для Naviny.by учитель физики одной из минских школ Алексей Василевский, размер увеличения надбавки учителям следует рассматривать не иначе как унизительный. Сам Алексей зарабатывает репетиторством, а работа в школе — его «маленький социальный проект»:
«Все работы хороши и имеют социальную значимость. Однако размер зарплат показывает ценность работы для общества и формирует отношение детей к учителю и в целом к образованию. Дети убеждаются, что на уроках можно делать, все что угодно. И это вина взрослых. После уроков ученики идут к репетиторам, где получают знания, от которых, по сути, отказываются в школе».
Другие учителя рассказывают, что устали от того, что вынуждены выполнять ряд несвойственных профессии учителя обязанностей. Например, занимаются вопросами питания детей, проверяют их жилищные условия. Особенно достается классным руководителям.
Кроме того, преподавателям приходится мириться с тем, что детей часто снимаются с уроков. Например, во время дежурства по школе в классе может отсутствовать треть учащихся, потому что они убирают посуду или накрывают на столы в столовой. Характерно, что такие обязанности учеников нигде не прописаны.
Алексей Василевский отмечает, что если бы существовал законодательно прописанный план по подготовке бумаг, всем было бы проще. Пока же никто точно не знает, 10 или 110 бумаг должен будет подготовить учитель в течение года.
Алексей Василевский говорит, что зарплата учителей, безусловно, мала, но из школы они уходят не только поэтому. Более важным фактором он считает отношения к учителям и учебному процессу.
Елена СПАСЮК