Домашних животных могут оставить без обезболивающих
Зоозащитники собирают подписи, чтобы не дать ход постановлению Министерства здравоохранения № 122, вступление которого в силу может создать ситуацию, когда единственный ветеринарный препарат для наркоза животным «Золетил» окажется под запретом для всех, кто не имеет лицензии на деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ в ветеринарных целях. Получить же такую лицензию практически невозможно, утверждают зоозащитники.
На портале change.org собрано уже почти 2600 подписей под петицией в адрес Министерства здравоохранения с требованием отменить постановление № 122. Кроме того, зоозащитное общественное объединение «Эгида» написала соответствующее письмо в Минздрав и готовит обращение в Минюст.
Как отметила в комментарии для Naviny.by сотрудница «Эгиды» Анна Храпуненко, «Золетил» — единственный ветеринарный препарат, который эффективно используют для наркоза животным во время операций. Препарат обезболивает и вводит животное в глубокий сон. Между тем в составе «Золетила» есть вещество «тилетамин», которое постановлением Минздрава № 122 вводится в список особо опасных наркотических средств и психотропных веществ, подлежащих государственному контролю. Это означает, что его хранение и оборот должны осуществляться по особым правилам.
Вступление данного постановления в силу будет означать, что для использования «Золетила» необходимо будет получить лицензию Минздрава на осуществление деятельности, связанной с оборотом наркотических средств (согласно указу № 450 от 1 сентября 2010 г.).
Одно из требований для получения такой лицензии — предоставление копии аттестата аккредитации собственной испытательной лаборатории или договор с аккредитованной испытательной лабораторией на проведение государственного контроля за качеством наркотических веществ.
Однако, отметила Анна Храпуненко, в Беларуси нет ветеринарных лабораторий, которые могут проводить испытания наркотических веществ. А Минздрав не занимается препаратами, которые используются в ветеринарии.
Это подтвердил и начальник управления контроля за противоэпизоотической работой Департамента ветеринарного и продовольственного надзора Минсельхозпрода Иван Смильгинь.
В комментарии для Naviny.by он отметил, что препарат «Золетил» не зарегистрирован в Беларуси. На территории страны он используется согласно решению Комиссии Таможенного союза, так как зарегистрирован в России, где отнесен к препаратам списка Б — хранение с осторожностью, а не к «особо опасным», как предлагается в постановлении Минздрава.
Постановления Минздрава № 122 предполагает, что для использования «Золетила» необходима его регистрация в Беларуси, а организация должна иметь лицензию на использование наркотических средств в ветеринарии.
Однако, отметила Анна Храпуненко, в настоящее время существует юридический казус: «Минздрав не имеет права испытывать ветеринарные препараты, а Минсельхозпрод — наркосодержащие. Ветеринары не могут получить лицензию, так как не созданы для этого условия».
По мнению зоозащитников, вариант решения проблемы может быть такой: «Перенести препарат из списка Б в список А, тогда лицензия будет не нужна. Или в виде исключения в лаборатории Минздрава разрешить испытывать ветеринарный препарат, оставив его в списке Б».
«В любом случае, — говорит Анна Храпуненко, — изначально для этого необходимо приостановить постановление Минздрава и заставить государственные ведомства разобраться в своих действиях. Ведь выполнить постановление невозможно не потому, что люди не хотят соблюдать закон, а потому, что это невозможно из-за отсутствия условий».
Если постановление примут, может «создаться жуткая ситуация»: ветеринары смогут либо оперировать животное «на живую» (с использованием обездвиживающих препаратов либо местной анестезии, когда животное не может двигаться, но чувствует боль), либо делать операции, нарушая закон, и получать судимость (ст. 328 УК РБ «Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов»), либо будут вынуждены отказывать в помощи в виде полостных операций вообще. «Этого допустить нельзя», — говорят зоозащитники.
Кроме того, считает Анна Храпуненко, указ № 450 о лицензировании также требует определенных доработок: «Либо Минздрав должен получить разрешение испытывать ветеринарные препараты, включая наркосодержащие, либо этим должен заниматься Департамент по ветеринарному контролю Минсельхозпрода. Взаимодействие между ведомствами затруднительно, так как у них изначально разные нормативные акты. Например, ветконтроль признает российские регистрационные удостоверения, а Минздрав требует наличия и белорусской регистрации».
Елена СПАСЮК