«Крепостные» дома Романова

Источник материала:  

Жалкие последствия «кипучей» деятельности одного заезжего инвестора

С подводной лодки не уйдешь

В молодые годы г-н Романов служил на подводной лодке, и есть основания предполагать, что это наложило отпечаток на всю его дальнейшую жизнь. «Подводная лодка» Романова впоследствии выныривала в самых различных отраслях и странах. Деньги, которые он заработал во время службы на флоте и позже, работая таксистом, предприимчивый молодой человек инвестировал в первый частный бизнес. Позже стал основным акционером банка «Ukio bankas» и «Ukio banko investicine grupe», преуспевающим бизнесменом. Предпринимательская «подлодка» Романова стала устремляться за пределы Литвы — в Шотландию, Боснию, Россию, Беларусь…

В Беларуси о нем широко узнали вначале как о владельце футбольного клуба МТЗ-РИПО (позднее — «Партизан»). Впрочем, еще до этого Владимир Николаевич примелькался в высоких кабинетах, в которых вел себя уверенно, по-хозяйски. Футбольный клуб достался Романову в качестве бонуса к реализуемому проекту: бизнесмен, кроме всего прочего, обещал провести реконструкцию стадиона «Трактор». Мингорисполком подписал с компанией UBIG соответствующий инвестиционный договор. Для реализации проекта было создано совместное ЗАО «Стадиум». Его соучредителями стали компания UBIG (75 % акций) и белорусское коммунальное унитарное предприятие, которому досталась лишь четверть акций. Предполагавшийся объем инвестиций составлял 300 миллионов долларов.

Прошли годы, но намеченное так и не было реализовано. Инвестиционные планы на поверку оказались блефом. Шесть лет назад был заложен камень в виде большущей шайбы с такой надписью: «На этом месте белорусско-литовским предприятием «Стадиум» будет построен многофункциональный спортивно-оздоровительный комплекс». Данный камень, что весьма символично, дал трещину в переносном и прямом значении этого слова.

«Щедрость» литовского инвестора сполна ощутил футбольный клуб «Партизан». В конце 2011 года Романов отказался его финансировать. Из-за чего команда вынуждена была сняться с чемпионата Беларуси и переместилась в так называемую «лигу пропавших клубов». После того как «Партизан», что называется, был пущен по миру, неожиданные последствия «кипучей» деятельности литовского горе-инвестора и подконтрольных ему финансовых структур сполна прочувствовали наемные работники СЗАО «Стадиум».

«Помогите! Мы никак не можем уволиться!»

С таким неожиданным заявлением обратился за помощью в «Р» Леонид Маскаленчик. Он работал сторожем на стадионе «Трактор». Старался добросовестно выполнять свои производственные обязанности. 1 февраля прошлого года совместное закрытое акционерное общество «Стадиум» в лице директора Игориса Котоваса продлило с Леонидом Васильевичем контракт по 31 января 2014 года. Однако доработать до этого срока Л. Маскаленчику, равно как и пятерым его коллегам, не довелось.

— В настоящее время мы вынуждены, как говорится, ждать с моря погоды, — беседуя с журналистом, образно выразился Леонид Васильевич. — Без отметки в трудовой книжке об увольнении с предыдущего места работы нас никто не хочет принимать на новую работу.

В свое время директор совместного ЗАО «Стадиум» Антанас Шюша стал председателем совета директоров, а освободившуюся руководящую должность занял Игорис Котовас. Правда, последний затем написал заявление об увольнении с занимаемой должности по причине ухудшения здоровья. Так как он имел удостоверение инвалида, никто не стал ему чинить препятствий с увольнением.

Зато появились впоследствии непреодолимые препятствия у персонала, который обслуживал стадион. Конкретно — у четырех сторожей, уборщицы и ремонтировщика плоскостных сооружений. С июля 2013 года закрытое акционерное общество перестало платить им зарплату. И предъявить кому-то претензии невозможно: руководство «Стадиума» исчезло и не с кем из нанимателей решить проблему увольнения с работы.

В результате белорусские граждане, работавшие в совместном ЗАО, воочию столкнулись со своеобразным крепостным правом, с подачи бизнесмена Романова завернутым в современную инвестиционную обертку. Ведь, как известно, крепостное право — это совокупность юридических норм феодального государства, закреплявших наиболее полную и суровую форму крестьянской зависимости. Оно запрещало крестьянам уходить со своих земельных наделов, беглые же подлежали принудительному возврату и т.д. Вот и в нашем случае сторожа и прочие работники хотя и желают этого, но никак не могут распрощаться со своим «феодалом».

Оказывая помощь невольным страдальцам, зарплату им по договорам подряда, заключенным с 15 августа по 22 ноября прошлого года, временно выплачивало коммунальное унитарное предприятие «Управление капитального строительства Заводского района г. Минска». Но затем от услуг временно задействованного обслуживающего персонала вынуждено было отказаться. После чего сторожа, ремонтировщик и уборщица обратились к представителям белорусского соучредителя совместного ЗАО с просьбой помочь им уволиться с работы. Но те, обладая лишь четвертью акций, констатировали, что не имеют права решать кадровые вопросы такого рода. В Министерстве труда и социальной защиты юрист пояснила сторожам, что в законодательстве этот пробел никак не урегулирован.

Тогда наемные работники обратились за помощью в суд Заводского района. 26 ноября 2013 года он вынес заочное решение по иску Игоря Окоркова, Николая Милюка, Александра Горячко, Жанны Лукьянчик, Валентина Корсака и Леонида Маскаленчика к совместному закрытому акционерному обществу «Стадиум» о понуждении к расторжению контракта, о взыскании заработной платы, выходного пособия, компенсации неиспользованного трудового отпуска, о понуждении к выдаче трудовых книжек, об индексации сумм и о взыскании материальной компенсации морального вреда. Суд в основном удовлетворил данные исковые требования. Это было уже второе решение районного суда по работникам «Стадиума». Первое предписывало выплатить им зарплату за июль—октябрь.

Хочется надеяться, что компетентные инстанции проникнутся проблемами людей, которые не по своей вине никак не закончат затянувшийся трудовой марафон на стадионе, и помогут разрешить все проблемы, связанные с их увольнением. А законодателям, думается, следует учесть уроки из этой истории и предусмотреть четкий путь урегулирования подобных парадоксальных ситуаций.

Хотел «судить Беларусь», а вынужден отбиваться от претензий Литвы

Владимир Романов вначале сетовал, что осуществлению планов помешал глобальный экономический кризис. Тогда белорусская сторона пошла на то, чтобы сместить сроки реализации проекта. Литовский бизнесмен стал предпринимать усилия, чтобы вначале заняться строительством жилья, что сулило немалые прибыли. Мингорисполком настаивал, чтобы сначала был построен новый стадион, а потом компенсировались затраты за счет строительства жилья.

4 апреля прошлого года прокурор г. Минска обратился в хозяйственный суд с заявлением о признании недействительным решения Мингорисполкома № 1190 от 8 июня 2006 года, в соответствии с которым произведена передача стадиона «Трактор» в уставный фонд СЗАО «Стадиум». Хозяйственный суд г. Минска решением от 2 мая минувшего года удовлетворил заявление прокурора, признав решение исполкома недействительным с момента его принятия. Позже «Трактор» закрепили за футбольным клубом «Минск».

Когда перестал действовать заключенный ранее договор с горе-инвестором, он расточал громкие заявления о намерении «судить Беларусь» с помощью Международного арбитражного суда. Но предстать перед Фемидой приходится ему самому.

Все началось с того, что 12 февраля прошлого года Центробанк Литвы объявил о приостановке деятельности банка «Ukio bankas», который входит в холдинг UBIG, и назначил временного администратора. Примерно в то же время проблемы у олигарха начались и в Боснии. Полиция этой страны озаботилась уклонением от уплаты налогов на глиноземном заводе «Бирач», принадлежащем Владимиру Романову.

Генпрокуратура Литвы начала свое расследование и позже объявила В. Романова в международный розыск. Она получила справку российских медиков, из которой следовало, что в Москве литовский бизнесмен задерживается из-за возникших серьезных проблем со здоровьем.

Владелец первого частного банка в постсоветской Литве пошел в контрнаступление. Он подал иск к государству и литовскому Центробанку и потребовал возместить ущерб, нанесенный закрытием «Ukio bankas». Но утешительных для себя результатов пока не добился.

В свою очередь Каунасский окружной суд, рассматривая иск компаний «Baltijos stiklas» и «Boslita», применил временные меры защиты и арестовал имущество основного акционера потерпевшего финансовый крах банка «Ukio bankas» Владимира Романова, его сестры Ольги Гончарук и находящихся в их управлении компаний «Ukio banko investicine grupe» (UBIG) и «Biraс Europe» на 55 миллионов литов.

Как следует из заявлений литовских официальных лиц, предстоят долгие разбирательства по этому делу. Но это уже будет другая страница в богатой биографии олигарха.

Но печалит не это. Совсем другое — до каких пор нормальные инвесторы будут ходить по кабинетам, получая издевательские, порой, ответы, недоумевать, обижаться и уезжать? А вот такие ребята, как Романов, почему-то, получают «зеленый свет», а потом оставляют нашу страну с носом?..

←Погода в Гомеле на выходных: сильный ветер, мокрый снег

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика