Модисты одевают... сказку
А дед-то настоящий!
На столичном производственном республиканском унитарном предприятии «Театральные мастерские» в предпраздничные дни было по-летнему горячо. Здесь уже не первый год шьют наряды для главных героев новогодней елки. Деды Морозы за обновками заглядывают сюда только раз в году, а в остальное время здесь одеваются Щелкунчики и Павлинки, Радзивиллы, Жизели и Дон Кихоты. А еще здесь заказывают костюмы народные ансамбли, коллективы художественной самодеятельности, причем не только из Беларуси. К примеру, мастерские уже не первый год обшивают народный коллектив белорусской диаспоры во Владивостоке.
На первый взгляд, большой цех ничем не напоминает волшебную обитель. Но, если присмотреться, на столах ворохи шелка, меха, бархата и кисеи, коробки со стразами, блестками, золотыми шнурами... Значит, не ошиблись, новогоднее таинство действительно совершается здесь. Тем более что на вешалках несколько шуб для Дедов Морозов и Снегурочек уже ждут своих хозяев.
Ведущий художник предприятия Елена Пашкевич замечает, что хоть костюмы для зимних героев и являются «классикой жанра», но каждый год, создавая наряд для Деда Мороза, она придумывает что-то особенное.
— Униформа Деда Мороза остается неизменной вот уже много лет. В детстве очень любила советские сказки. Помните Морозко, его роскошную шубу, шапку? Ну как тут не поверить, что дедушка-то настоящий! Вот и я стараюсь, чтобы в костюме обязательно присутствовали традиционные мотивы и узоры.
В мастерских Дедов Морозов и Снегурочек обшивают уже не первый год. Выполняют заказы предприятий, учреждений, индивидуальные. Сотрудники шутят, что даже и не представляют, в каких краях «путешествуют» новогодние костюмы, изготовленные в минских мастерских. Были заказчики из России. В Беларуси Налибокский и Березинский Деды Морозы щеголяют в нарядах от театральных кутюрье. Были заказы и из деревенских клубов, домов культуры. Здесь наряжали и главную Снегурочку страны.
В комплект для дедушки, как правило, входят шуба, варежки, шапка и мешок для подарков. В среднем зимняя экипировка с аппликацией и ручным росшивом превысит четыре миллиона рублей. Дорого? Как сказать… Как говорится, кто из дедушек побогаче, тот и понарядней. Конечно, «магазинная» шуба выйдет дешевле, но ведь здесь ручная работа, поясняют мастера, в каждый цветочек из бисера вложена душа. Да и такой наряд Морозко относит не один год.
Костюм рождается с эскиза. Причем художник детально прорабатывает его с заказчиком. Затем идет подбор ткани, цветовой гаммы, украшений. Следующий этап, самый основной — пошив. Теперь уже с закройщиками и швеями обсудят все до мелочей. Ведь каждый из них сначала будет создавать какую-то одну деталь — рукава, полы шубы, воротник. В процессе, по словам технолога Оксаны Пронько, участвуют десятки людей.
Готовь шубу летом
Костюм при необходимости могут изготовить за пару недель. Но обычно подготовку к новогодним праздникам здесь начинают еще летом.
— Были ли неожиданные заказы? Может, и были… Просто для наших мастеров, как для настоящих волшебников, нет абсолютно ничего невозможного. Однажды заказали парчовую шубу, расшитую стразами сваровски… А еще можем сшить костюмы для всей дедморозовской свиты — снеговиков, зайцев, снежинок и даже Бабы Яги. Оденем Деда Мороза с нестандартной фигурой. Как-то заказали у нас шубу 70-го размера, на рост почти два метра. И сапоги аж 48-го размера…
В наши дни у художников и технологов никаких проблем с тканью, фурнитурой, только включай фантазию. А лет 20 назад, вспоминает Оксана Пронько, к каким только хитростям не приходилось прибегать, чтобы сделать наряд по-настоящему сказочным! Так в чем щеголял Дед Мороз во времена дефицита?
В театральном красильном цехе белорусскую шерсть «подгоняли» под нужный цвет, самостоятельно мастерили украшения. В ход шли абсолютно любые материалы: марля, вата, а сухой горох или рис, покрытые перламутровой краской, превращались в «отборный» жемчуг. Сегодня, благодаря большому выбору фурнитуры, стало еще больше театральных приемов, которые помогают «пустить пыль» в глаза зрителю, чтобы он подумал, что на одежде сияют настоящие бриллианты.
Корона по особому рецепту
Вы думаете, модисты остались только в классических литературных произведениях? Ошибаетесь. Просто эту профессию сейчас можно занести в Красную книгу как исчезающий вид. Ей нигде не учат. Ремесло передается от мастера к ученику. Именно так и постигала азы непростого мастерства Елена Давидович. А всему остальному научилась сама. Шляпы и короны, шлемы и казацкие кубанки… В ее головных уборах на сцену выходят актеры ведущих театров страны.
— День-полтора — и корона или сказочный головной убор для Деда Мороза и Снегурочки готовы. Хотя не так все просто, как кажется. Много силы надо иметь в руках: натянуть ткань, согнуть и припаять проволоку. Используется специальный картон, для изготовления некоторых уборов применяются специально пропитанные клеем ПВА и крахмалом пять слоев марли. Работаем в паре с художником — я должна понять, что захотел заказчик. Главное — должно быть не только красиво, но и удобно.
Сколько театральных костюмов прошло через руки мастера по росписи тканей Тамары Пивоваровой, история умалчивает. В мастерских она трудится уже 49 лет. Помнит и знает многих звезд белорусской оперы и балета, костюмы которых, благодаря ей, стали частью сценического образа. Работу и коллектив называет уникальными. В ее руках ткань оживает узорами, а изделия становятся просто неповторимыми. Трафарет, аппликация, вышивка золотым шнуром. От начала рисунка до готового изделия проходит… полдня. Сама говорит, что в каждом костюме Деда Мороза есть частичка и ее тепла .
Сапожки для внучки
Это деревенский Дед Мороз предпочтет валенки, шутит художник Елена Пашкевич, а городские хотят в сапожках пофорсить… Правда, вряд ли какая обувная фабрика возьмется за индивидуальный заказ для Деда Мороза и Снегурки. А в обувном цехе все тех же театральных мастерских изготовят сапоги и для дедушки, и для внучки по спецзаказу, вручную, подгонят под любой размер за считаные дни. Причем из натуральной кожи, любого цвета и фасона. Заготовщик обувного цеха Ядвига Шиманская уверена, если Деду Морозу сгодятся валенки, то Снегурочке без нарядных белых сапожек негоже.
— Все выкраивается и расшивается камнями и бисером вручную. Очень сложная работа, чисто мужская, но я приноровилась, дело быстро идет. Обувь для Деда Мороза и Снегурочки украшаем по старым трафаретам, но если клиент проявит фантазию и закажет нечто особенное — мы не против. Правда, иногда бывает очень обидно, когда мои шедевры незаметны под длинной шубой…
Анна КОРЕНЕВСКАЯ, «БН»
Фото Павла ЧУЙКО, «БН»