Государство требует с белорусов за то, что еще вчера давало бесплатно
Сильная социальная политика долгое время была наиболее мощным контраргументом действующей белорусской власти в спорах со своими внешними и внутренними оппонентами. Пенсии, многочисленные пособия и льготы, здравоохранение и образование — этот пакет позволял государству называть себя социально-ориентированным и покупать лояльность большей части общества. Однако вместе со сбоями в экономической модели рыночного социализма, оказавшейся неспособной работать без масштабных российских дотаций, зашаталась и социальная политика. Государство стало всё больше требовать с граждан за то, что еще вчера давало им бесплатно.
К концу 2013 года стало еще более очевидным, что Беларусь уже не может считаться социальным государством в прежнем понимании этого слова. Да и представители властей всё чаще стали называть снижение числа опций социального контракта закономерным процессом, объясняя это требованиями то Таможенного союза, то ВТО, то просто немудрёно заявляя, что «так живет весь мир».
За последний год фактически в каждой сфере, которая финансируется из бюджета, произошли свои не социально ориентированные изменения.
Здравоохранение: болеть стало не выгодно
Главная новость в здравоохранении — новая система начисления по больничным листам.
Правительственное постановление № 569, урезавшее выплаты по больничным листам, особенно сильно ударило по молодым специалистам, у которых период уплаты страховых взносов составляет менее шести месяцев. Вместо среднедневного заработка за дни болезни им начисляют пособие в минимальном размере, равном 50% бюджета прожиточного минимума.
Для остальных увеличен с 6 до 12 дней срок оплаты больничных в размере 80% от средней заработной платы, а для расчета средней заработной платы теперь берется период не в два, а в шесть месяцев.
К слову, согласно статье 47 Конституции, гражданам Беларуси гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом.
Образование становится все дороже
Питание в детских садах дорожает, в школах вводится все больше платных услуг, а поборы с родителей на нужды учреждений образования и без того дело обычное.
Две трети белорусских студентов учатся за личные средства. Массовость высшего образования связана и с проблемой коммерциализации образования, когда университеты наращивают объемы платных услуг, принимают все больше и больше студентов. Кодекс об образовании не запрещает принимать столько платников, сколько в аудиториях поместится. В результате с каждым годом платные отделения ширятся и ширятся.
Причем, за счет средств студентов-платников вузы не столько зарабатывают деньги для собственного развития, сколько для выживания. Преподаватели хорошо знают, что их зарплаты зависят от того, сколько платников набрал вуз.
Кстати, тарифы на получение высшего образования в этом году увеличивались дважды.
Сокращаются объемы адресной социальной помощи
Государство нашло еще один способ сэкономить — сократить объемы адресной социальной помощи, введя для ее назначения дополнительные критерии.
Указом № 550 от 5 декабря введены дополнительные меры, направленные на профилактику иждивенчества. В частности, вносится ряд изменений и дополнений в указ № 41 от 19 января 2012 года «О государственной адресной социальной помощи» (ГАСП). Установлены фильтры, направленные на предоставление социальной помощи в виде ежемесячного социального пособия и обеспечения продуктами питания только семьям (гражданам), нуждающимся в такой помощи по объективным причинам.
Ежемесячное социальное пособие не будет назначаться трудоспособным гражданам, которые в течение 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения, менее 6 месяцев работали либо числились зарегистрированными безработными. ГАСП не назначат и безработным, которые в течение 6 месяцев, предшествующих месяцу обращения, отказались от предложенной подходящей работы либо от прохождения профессиональной подготовки или повышения квалификации по направлению органов Минтруда.
Сел за руль — плати налог
Введение пошлины на автомобили — вопрос решенный. Ее размер составит от 3 до 25 базовых величин (в настоящее время от 390 тыс. до 3 млн. 250 тыс. рублей), в том числе для физических лиц на легковые автомобили — от 3 до 10 базовых величин (от 390 тыс. до 1,3 млн.). Предусмотрена самостоятельная уплата пошлины к моменту прохождения техосмотра.
Планируемые доходы от взимания пошлины составят 1,6 трлн. рублей. Эти средства будут распределены поровну между республиканским и местными бюджетами. Правительство обещает направить их на ремонт и строительство автодорог.
Надо менять Конституцию!
Социальный характер белорусского государства закреплен в Конституции Беларуси, отметил в комментарии для Naviny.by почетный председатель Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. Кунявского Георгий Бадей: «Если мы отказываемся от социального государства, надо ни много ни мало пересматривать Конституцию».
Сокращение социальной поддержки, предпринятое в 2013 году и запланированное на 2014 год — это не изменение курса государства, а учет реалий состояния экономики, считает эксперт: «Под давлением реального положения в экономике правительство вынуждено отказываться от многих гарантий социального государства».
«Бесплатное здравоохранение, образование — это иллюзии, — отметил Георгий Бадей. — Бесплатный сыр бывает только в мышеловке и только для мыши. Когда мы говорим о бесплатных государственных услугах — это означает, что кто-то из нас за это платит. Очевидно, теперь происходит осознание того, что все изымать и перераспределять невозможно. Экономику необходимо строить, как это делается во всем мире, а не следовать по особенному пути».
Вместе с тем высокий уровень социальной поддержки должен сохраняться для определенных категорий населения, например, людей с инвалидностью, детей и безработных. Важно, чтобы категории нуждающихся были четко определены, иначе помощь распыляется, приходит ко многим, но не доходит до тех, кому действительно необходима.
Георгий Бадей отметил, что «всех поддержать государство не может». Сегодня же поддержка государства в виде субсидирования производства товаров и услуг, в том числе услуг ЖКХ, касается всех — и бедных, и богатых.
Особое внимание необходимо уделить безработным, являющимся, безусловно, уязвимой категорией населения. Георгий Бадей отмечает, что ранее в законодательстве было прописано страхование от безработицы, теперь эта норма ликвидирована.
В рекомендациях Всемирного банка для Беларуси в случае проведения структурных реформ предусмотрено назначение единого пособия на уровне 50% средней заработной платы. Между тем, в 2012 году в Беларуси пособие по безработице в эквиваленте составляло около 20 долларов, а в 2013-м — около 15 долларов.
«Можно ли считать такую сумму поддержкой тех людей, которые временно не работают? Это насмешка. Таким образом, надо что-то менять, — считает Георгий Бадей. — Первое, что можно сделать — вернуться к страхованию безработных, чтобы каждый знал, что страхует себя. Ранее только наниматели платили взносы. Второе — снять ограничения с ИП по найму работников. Они могут создавать рабочие места, а у нас по-прежнему существует введенный несколько лет назад для ИП запрет нанимать работников за исключением близких родственников».
Однако происходящее сегодня в экономике говорит о том, что «в Беларуси не планируют структурных реформ». Если у правительства и президента такие намерения все же есть, то необходимо что-то предпринимать прямо сейчас, иначе мы обречены жить за кредиты и подачки: «А долги, отмечу, когда-то надо отдавать. Может, мы уже и не успеем, но нашим детям и внукам платить придется».
В целом ресурсы, выделяемые через систему социальной помощи в Беларуси, несмотря на акцент на адресности, по-прежнему продолжают распыляться, считает экономист Наталья Прокофьева.
Сегодня можно говорить о сокращении социальных программ государства, стремлении снизить расходы бюджета. При этом власти идут по пути наименьшего сопротивления, занимаясь сокращением ГАСП, а не других социальных льгот, которыми охвачено «около 40% населения».
Речь идет о льготах, которые предоставляются соответственно принадлежности к той или иной категории населения, а не в зависимости от доходов. Например, льготы на приобретение лекарств, проезд, на оплату жилья. Ряд категорий граждан пользуется бесплатным санаторным лечением, например, получающие достаточно высокую пенсию военные пенсионеры.
Считается, что качественной социальной поддержкой «госбюджет может охватить не более 15% населения», отметила Наталья Прокофьева.
Необходимо менять идеологию с иждивенчества на самостоятельность
Сокращение социальных льгот в определенной степени выглядит оправданно при условии сохранения поддержки социально уязвимым слоям населения, например, людям с инвалидностью, семьям, воспитывающих маленьких детей, отметил в комментарии для Naviny.by финансовый аналитик Исследовательской группы Businessforecast.by АлександрМуха.
«В целом же в обществе необходимо менять идеологию с иждивенчества на самостоятельность, стимулируя активность людей во всех сферах. Уменьшение расходов на социальную сферу может снизить нагрузку на бюджет», — считает эксперт.
Необходимо отдавать отчет, что поддержка отдельных категорий граждан осуществляется за счет других членов общества, «в результате чего происходит искажение экономических стимулов в обществе». Если удастся сократить объемы социального иждивенчества, можно будет рассмотреть вопрос снижения налогов в стране.
По мнению Александра Мухи, в целом необходимо подумать об изменении системы налогообложения и социального страхования, оценив, насколько правомерно высоки ставки налогов.
Например, введение налога на автомобили, который так возмутил общественность, Александр Муха считает вполне приемлемым. Здесь, отмечает экономист, важно, чтобы доходы от сборов налога пошли по назначению, то есть на обслуживание дорог.
«Чтобы дороги были хорошие, нужны средства. Введение этого налога, как и другие мероприятия по сокращению социальной нагрузки, обусловлено тем, что на бюджет ложится большая нагрузка по погашению внешнего долга Беларуси. Налог на машины, возможно, введут на ограниченный срок, а когда будет найдена возможность сбалансировать доходную и расходную части консолидированного бюджета, сократив расходы на другие цели, его отменят. Безусловно, могли быть и другие варианты пополнения бюджета, но если уж налог вводится, к нему стоит отнестись спокойно», — отметил аналитик.
По его мнению, «не стоит социальное государство возводить в ранг священной коровы».
«Гораздо эффективнее справедливый и эффективный характер государства, при котором нормально работает экономика, а люди могут хорошо заработать», — считает Александр Муха. По его мнению, «необходимо стимулировать тех, кто трудится, чтобы такие люди могли обеспечивать достойный уровень жизни своим семьям, накапливать сбережения и с привлечением кредитов с более низкими процентными ставками строить жилье».
«Задача государства, — отметил эксперт, — не содержать своих граждан, а обеспечить им соответствующие условия для реализации и зарабатывания денег».
Елена СПАСЮК