Эксперимент TUT.BY. Едем в Вильнюс по асфальту, по рельсам и по воздуху
Национальная авиакомпания "Белавиа" открыла новый рейс: Минск - Вильнюс. Теперь из одной столицы в другую на общественном транспорте можно добраться автобусом, поездом и самолетом. Журналисты TUT.BY с коллегами отправились в Литву практически одновременно всеми тремя способами и сравнили время, стоимость и удобство поездки.
В начале лета мы уже рассматривали способы доехать до Вильнюса и обратно, сейчас еще разок испытаем на себе: стало ли быстрее проходить таможню? А может, переплатить и полететь на самолете?
Автобус
Автобусные поездки в Вильнюс - дело привычное, проехать надо 180 км. Но, несмотря на обкатанность маршрута, дело это все еще не самое надежное. Наш коллега выехал из Минска в 8.20 утра и добрался до места более чем через 4 часа (расписанием отводилось 3 часа 30 минут). Причиной задержки стали разбирательства на границе: оказалось, что не у всех пассажиров в порядке документы. Автобусное сообщение между двумя столицами осуществляют как госпредприятия Беларуси, так и частные компании обеих стран, например, Ecolines, Kautra, TOKS. Ежедневно из Минска в Вильнюс ходит минимум десять автобусов, в отдельные дни - дюжина (это не считая "частнособственнических" маршруток, которые не значатся в едином расписании ОДО "Белтранском"). Автобусы отправляются почти круглосуточно за исключением промежутка с 19.40 до 0.30, иначе пассажиры рискуют прибыть в Вильнюс глухой ночью, когда уже и общественный транспорт не ходит. Самые быстрые автобусы должны уложиться в 2 часа 30 минут, другим требуется в среднем 3 часа, самые медленные доезжают за 3 часа 50 минут - 4 часа, и это если не будет "затыков" и автобусных очередей на границе и "хавьеров" на трассе. Стоимость билетов: 69 000, 145 000, 170 000 в зависимости от принадлежности автопарка, "мягкости" автобуса, времени в пути.
Поезд
С тех пор, как на литовской стороне ввели таможенный и пограничный контроль прямо на вильнюсском вокзале, пассажиры то и дело жалуются на очереди и задержки, а также неприятные условия ожидания своей очереди: летом - слишком жарко, зимой - слишком холодно. Впрочем, есть и счастливчики, которым повезло "оформиться" буквально за 5-10 минут. Корреспонденту TUT.BY Снежане Инанец не повезло. Она выехала из Минска в 7.40 поездом ДРБ-1 (модернизированный рижский дизель).
- Билет хоть и во второй класс, но кресла мягкие и удобные, позволяют вздремнуть. Где-то перед Молодечно по громкой связи начинают объявлять, что скоро начнется проверка документов и что следует приготовить паспорта. Ходить по вагонам и в тамбур в это время запрещается, туалет закрывают. Белорусская сторона паспорта проверяет быстро, без лишних вопросов. Иногда спрашивают, что в больших сумках, изредка сумки просят открыть, но не цепляются, все в пределах адекватности. Интересное начинается чуть ли не с Гудогая. Часть пассажиров (вероятно, наиболее опытная) встает и с сумками начинает пробираться поближе к выходам. Остальные продолжают отдыхать. Вот поезд останавливается в Вильнюсе, и те, кто нетороплив, наблюдают в окошко бегущих в подземный переход своих же попутчиков. Подземный переход очень узкий, рядом могут стоять максимум два человека. Перед переходом - накопитель, такой же узкий и холодный. Какой-то мужчина в очереди болтает с женщиной рядом и вовсю иронизирует: "Вот это да, вот это я понимаю, настоящая Европа!". В холодном накопителе стоим минут 20, очередь движется очень медленно. Потом неожиданно начинается лестница перехода. Там надо двигаться осторожно - в тесноте можно и оступиться. На спуске в переход так же холодно, как и в накопителе наверху. В нижней части перехода уже можно распределяться по очередям. Туда мы добираемся минуте на сороковой ожидания. Некоторые остаются еще на лестнице, и уже спустившиеся их жалеют. Раздается чей-то голос: "Да вы спускайтесь потихоньку сюда, мы потеснимся! Там же холодно!". Уже в очереди к паспортному контролю на руках у какой-то женщины расплакался малыш. Возмущенные ситуацией другие пассажиры пропускают маму с ребенком к паспортисту вне очереди. Вот так - либо караулить конечную станцию задолго до прибытия и мчаться в переход-накопитель, чтобы быть одним из первых, либо идти обычным шагом и отстоять в очереди целый час. В нашем вагоне, к слову, было много свободных мест, иначе последние бы прошли все формальности только через полтора часа. А почти на улице, где пришлось отстоять сорок минут, еще и не настоящий мороз. Скоро станет, похоже, намного веселее.
Расстояние по железной дороге составляет 193 километра. В расписании - пять ежедневных поездов, еще один добавляется по выходным, один - по понедельникам и вторникам, еще три - по отдельным дням. Составы - сборные пассажирские поезда, фирменные ДРБ-1 с "классными" билетами или коротенькие польские составы PESA принадлежности Литовских железных дорог. Самые быстрые поезда преодолевают путь за 2 часа 30 минут - 2 часа 42 минуты (для них литовские таможенный и пограничный контроль - на станции Вильнюс); самые медленные идут от 3 часов 48 минут до 4 часов 42 минут (для пассажиров этих составов все таможенные формальности как с литовской, так и с белорусской стороны выполняются прямо в вагонах). В целом, если вы везучий и быстро бегаете, то лучше доехать поскорее, а таможню пройти самому на станции. Но если вы с детьми, с обилием сумок или просто поехали в Литву в морозный день, то, возможно, стоит потерять полчаса-час, но не мерзнуть в тесном переходе. "Сидячка" в поезде белорусского формирования (№ 015, № 201) стоит, в зависимости от класса, 146, 210 или 289 тысяч рублей, в составе литовского формирования (№ 013, № 037) - 168-175 тысяч рублей. В нефирменных российских поездах № 147 Москва - Калининград и № 360 Адлер - Калининград плацкарт стоит 173-193 тысячи рублей, купе - 258-282 тысячи рублей. В фирменном поезде литовского формирования "Лиетува" № 005 Москва - Вильнюс плацкарт стоит 285 и 338 тысяч, купе - от 370 до 472 тысячи рублей, СВ - 762 тысячи рублей. В фирменном российском поезде "Янтарь" № 029 Москва - Калининград плацкарт стоит 297 тысяч рублей, купе - 496 и 679 тысяч рублей.
Самолет
С 19 декабря в Вильнюс можно и прилететь из Минска. Правда, если вы не бизнесмен с собственным бизнес-джетом, то рассчитывать на аэропорт Минск-1 нечего: все регулярные пассажирские вылеты - только из Национального аэропорта Минск (он же Минск-2). Представители авиакомпании говорят, что рейс в основном рассчитан на транзитных пассажиров, но и белорусы теперь тоже могут запросто слетать, скажем, на выходные в ближайшую к Беларуси столицу и либо погулять там, либо улететь глубже в Европу, - не зря же вильнюсский аэропорт в шутку называют "Минск-3".
Авиакомпания заявила сразу 8 рейсов в неделю: по одному в четверг и пятницу и по два в субботу, воскресенье и понедельник. От начала движения самолета в минском аэропорту и до его остановки в аэропорту вильнюсском мы насчитали 51 минуту, а непосредственно в воздухе наш самолет находился 31 минуту. Согласитесь, довольно быстро для двухсот километров пути. Однако же у этого способа попадания в Вильнюс есть свои особенности, которые можно даже считать минусами. Основной из них - это удаленность минского аэропорта от города.
Если вы собираетесь в Европу больше чем на пару дней, то нет смысла приезжать в Минск-2 на своей машине и оставлять ее на аэропортовской парковке. Тогда вам придется либо брать такси (приготовьтесь отдать около 300 тысяч рублей), либо ехать на автобусе. Не забываем, что регистрация на рейс заканчивается за 40 минут до вылета. В случае с нашим утренним рейсом в 8.20, не окажись машины, нам бы пришлось сесть в автобус № 300 на автовокзале Центральный ровно в 6 утра. Удобные трансферы есть и под вечерние вылеты в 17.10 и 19.15: автобус приезжает в аэропорт за час до окончания регистрации на самолет. Добавляем время перелета, время на таможенные процедуры в литовском аэропорту и время на добирание до центра города - получаем, что путь из центра Минска до центра Вильнюса займет от трех с половиной до четырех часов, в зависимости от числа пассажиров на рейсе, наличия у вас багажа и расписания городского транспорта в литовской столице.
Минимальные расценки на рейс - 62 евро в оба конца с учетом сборов - действуют только при бронировании мест на выходные (с пятницы по понедельник), и эти билеты будут разбирать в первую очередь. В одну сторону самый дешевый "ограниченный эконом" можно найти и 40 евро (включая сборы), что составляет по официальному курсу 518.400 рублей. Добавляем 28.850 рублей за автобус из Минска в аэропорт и 3,5 лита (13.100 рублей) за автобус или электричку до центра, - получаем минимум 560 тысяч рублей. Если же брать билет на самолет туда-обратно, то по минимальному тарифу выйдет 444 тысячи в один конец. Билет бизнес-класса стоит 172 евро (со сборами), или 2.230.000 рублей. К слову, на нашем первом рейсе в Вильнюс было занято 30 мест (из них два в бизнес-классе), но это, конечно, были не только белорусы: среди нас находились и пассажиры из Средней Азии и Кавказа, и даже из Москвы, которые не смогли найти прямой рейс на раннее утро.
Быстро, дешево, удобно - выберите любой один параметр
Теперь давайте прикинем минимальные затраты и время, необходимое, чтобы попасть из центра Минска в центр Вильнюса. Личный автомобиль и такси не считаем. Автобус: от 69.000 за автобус гомельского автопарка до 170.000 рублей за место в автобусе частной фирмы и от 2,5 до 4 часов времени. Поезд: от 146.000 рублей за сидячее место в белорусском вагоне до 762.000 рублей в литовском СВ и от 2,5 часа до более чем 4,5 часов в пути. Самолет: от 444.000 рублей за трансфер на автобусе и билет в эконом-класс до примерно 2.600.000 за такси и бизнес-класс и в любом случае примерно 3,5-4 часа на все про все.
Если просто сгонять на выходные в Вильнюс подешевле и походить по музеям да пройтись по достопримечательностям - то 5 евро за билет в один конец на автобусе вне конкуренции. Если вам в "Акрополис" или на рынок с целью привезти домой 72-дюймовый телевизор или парочку "полкабанов" - то здесь стоит присмотреться к поезду. А если для вас Вильнюс - это промежуточная посадка на пути в Западную Европу или, наоборот, вам из Литвы нужно забраться подальше на восток или юго-восток, то тут уже код-шеринг и удобные стыковки не оставляют шансов другим видам транспорта, кроме самолета.