Кто замолвит словечко за белорусское образование?
В 2015 году у Беларуси появится возможность предпринять еще одну попытку, чтобы вступить в Болонский процесс. Как раз сейчас готовятся поправки в Кодекс об образовании. Однако, отмечают эксперты, эти процессы могут оказаться не только не взаимосвязанными, но в чем-то даже антагонистичными.
Если Беларусь действительно хочет стать частью единого европейского образовательного пространства, то через год-полтора ей будет необходимо продемонстрировать прогресс в повышении уровня автономии вузов, усилении гарантий академической свободы и роли самоуправления учреждений высшей школы.
Однако у общественности есть сомнения, что государство сделало правильные выводы из неудачной прошлогодней попытки присоединиться к Болонскому процессу, и изменения в Кодекс об образовании направлены именно на качественное улучшение ситуации.
«У нас 300 страниц изменений», — заявил 17 декабря министр образования Беларуси Сергей Маскевич. При этом глава профильного ведомства не стал вдаваться в подробности изменений, которые планируется внести в кодекс, отметив, что «это очень большой вопрос».
Таким образом, вопрос, будут ли учтены в Кодексе об образовании рекомендации общественности, остался открытым.
Как отметил на прошедшей 17 декабря в Минске конференции «Модернизация образования: вызовы и перспективы» эксперт в сфере образования, член Общественного Болонского комитета Владимир Дунаев, о неудовлетворенности системой образования в Беларуси сегодня говорят вслух говорят даже представители власти. Однако понимание неудовлетворенности и путей по изменению ситуации у государства и общественности значительно отличается.
В белорусском образовании сейчас наблюдается ряд процессов, которые удаляют его от образования европейского, считает Владимир Дунаев.
Например, у нас большая численность обучающихся на уровне высшего образования, но расходы на него небольшие. И это противоречие, которое не может не сказываться на качестве образования. «Дешевое образование не может быть качественным», — уверен Дунаев.
И главное — в противоположность европейским академическим императивам, отмечает эксперт, белорусское образование, особенно высшая школа, ориентированы не на самостоятельность и свободу, а на жесткий внешний административный контроль.
Остановка в 2004-2008 годах процесса модернизации высшей и средней школы вывела Беларусь за рамки европейских целей и ценностей. Но власть до сих пор не заявила о понимании проблем сферы образования. Более того, со стороны государства система белорусского образования и предлагаемое ею качество обучения фактически не подвергаются сомнению.
Можно сколько угодно рассуждать о традициях, самобытности и непохожести, однако ценность высшего образования в той или иной стране определяется очень просто — по количеству приехавших учиться в страну и покинувших ее с образовательными целями. Чем больше разница между уехавшими и прибывшими, тем менее востребованным считается образование в той или иной стране. Ситуация в Беларуси в этом плане, по данным ЮНЕСКО, плачевная.
Сейчас ситуация несколько изменилась. В 2013/2014 учебном году в белорусских вузах обучается порядка 16 тысяч иностранных студентов. Однако это всего 3% от общего числа студентов. Кроме того, в основном Беларусь привлекает иностранных студентов низкой по сравнению с другими странами стоимостью образования. Вопрос же о качестве обучения теряет приоритетность.
«Существующий конфликт ценностей между отечественным и европейским образованием белорусской стороной не признается, тем самым блокируется развитие сферы, она становится неповоротливой и неотзывчивой на запросы рынка труда и заинтересованных групп населения — учащихся, их родителей, работодателей, педагогов и многих других», — отметил Владимир Дунаев.
По его мнению, предложения экспертов в сфере образования не будут иметь практической ценности, если стейкхолдеры, заинтересованные потребители услуг образования не будут артикулировать свой интерес.
«Пока уродливая самобытность белорусского образования не будет осознана, будут проблемы. Для того чтобы власть услышала голос общественности, необходимо, чтобы в среде реальных стейкхолдеров высшего образования (студентов, их родителей, работодателей, преподавателей) был сформирован отчетливый запрос на реформы и общественное участие в их имплементации», — отметил Владимир Дунаев.
Однако, говорит создатель Летучего университета, философ Владимир Мацкевич, в современной Беларуси не тот уровень академической дискуссии, стремления к свободе, чтобы надеяться, например, на академическое сообщество в части проводника идей модернизации.
Мацкевич сослался на исследования Независимого института социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ, Вильнюс), согласно которым в белорусском обществе наблюдается высокий уровень недоверия между людьми: «Если мы никому не доверяем, власть находит способы для дискредитации различных инициатив и экспертов».
В связи с эти актуализируется вопрос о том, кто будет той силой, которая способна заявить, что процессы в белорусском образовании развиваются в неправильном направлении.
По мнению Владимира Мацкевича, академическое сообщество такой силой не является.
Преподаватели имеют большую аудиторную и другую нагрузку, у них «нет времени побыть ученым, исследователем, нет времени обсудить с коллегами волнующие их вопросы. При этом платят мало, и преподаватели перебегают из одного вуза в другой, нигде не закрепляясь и не являясь частью сообщества. Власти же это выгодно».
В качестве примера Мацкевич привел Гродненский госуниверситет, откуда уволили несколько преподавателей по политическим причинам, а их коллеги промолчали.
«Другую позицию мы наблюдали, — сказал Мацкевич, — в ЕГУ, где преподаватели создали демократическую платформу. Это пример академической солидарности».
Владимир Дунаев считает, что, несмотря на объективные сложности, не всё так безнадежно. «Есть, — отметил он, — предпосылки для самоорганизации и для появления субъектности. Уже работает Таварыства беларускай школы, есть студенчески организации, активны бизнес-союзы».
Елена СПАСЮК