Классы без одноклассников. Репортаж TUT.BY из класса с одним учеником

Источник материала:  
13.12.2013 14:46 — Новости Общества

В Беларуси насчитывается свыше 300 классов, где учится всего один ученик. Из них около 50 - в Брестской области. Для некоторых, возможно, этот учебный год станет последним. О том, почему сельские учителя вздрагивают при слове "реорганизация" и как проходят занятия в классах с одним учеником, TUT.BY узнал в двух школах Каменецкого района.



К начальной школе в агрогородке Огородники мы подъехали к 7.10 утра. Найти учебное заведение труда не составило - небольшое одноэтажное здание расположено неподалеку от трассы.

От забора к школе вели несколько расчищенных тропинок, на территории кроме нас был лишь дворник. Примерно через двадцать минут к двери подошел укутанный в красно-зеленый пуховик комочек. Девочка из местных - "подвозных" автобус привозит позже.



Кто рано встает?

В Огородникской начальной школе занятия начинаются не в 9.00, а на час раньше. Расписание привязано к автобусу, а точнее, к графику соседней, Высоковской средней школы.



Школьный транспорт выходит из Высокого и собирает по району учащихся, а затем развозит часть в Огородники, а остальных - в Высокое. Пускать отдельный автобус к 9.00 для начальной школы экономически нецелесообразно. Вот и было принято решение всех развозить одним автобусом, а занятия в начальной школе на час перенести. Деткам, конечно, тяжело. Тем, кто живет не в Огородниках, приходится вставать в 6.00 утра, чтобы не пропустить транспорт. Зимой ситуация усугубляется. Ведь сложные погодные условия вносят свои коррективы в расписание.


Из базовой в начальную

Школа в Огородниках начальной стала только в нынешнем учебном году. До этого была базовой. Реорганизовали ее из-за сокращающегося количества учащихся. Решающими стали 3 школьника, уход которых "пробил" планку в 51-го ребенка. Мальчиков и девочек из среднего звена отправили в Высоковскую среднюю школу. Туда же директор Анна Потребенко трудоустроила "освободившихся" учителей. Сейчас в Огородниках осталось 13 детишек и 17 человек персонала. Из них четверо педагогов и один "совместитель", преподаватель немецкого языка, который несколько раз в неделю ведет иностранный. За каждым учителем закреплен класс. В первом, втором и четвертом учатся по четыре человека, а в третьем всего одна девочка, Таня. Поначалу их было двое, но в этом году родители ее подруги по парте уехали, забрав с собой девочку. Теперь Таня осталась одна.


Русск.лит

Во вторник у Тани было пять уроков: русские язык и литература, математика, ИЗО и немецкий. Все занятия проходят в одном небольшом кабинете. Таня сидит как раз напротив учителя. На уроке русской литературы читали стихотворение Генриха Сапгира "Карманный комарик".



"Есть у меня карманный фонарик! Карманный фонарик? Карманный фонарик. Тогда у меня - карманный Комарик…" - начала читать с выражением учительница, а Таня вела пальчиком по книге.

После прочтения разбирали слова, которые попадались в тексте.

- Что такое бас, а что такое тенор, - поинтересовалась Ольга Алексеевна.

- Тенор - самый высокий мужской голос, бас - самый низкий мужской голос, -
отрапортовала Таня.



В целом уроки напоминали занятия с репетитором. В классе с одним учащимся школьнику уделяется максимум внимания. Тут не получится нырнуть под парту, когда учительский палец скользит по журналу, выбирая "жертву" на вызов к доске. Не получится отпроситься в туалет лишь для того, чтобы избежать проверку домашнего задания. Выйти, конечно, можно, но по возвращении все равно продолжите с того момента, где остановились.



Несмотря на все плюсы занятий с одним учеником в классе, есть и обратная сторона. По словам Ольги Алексеевны, увеличивается нагрузка на школьника.

- Для одного ученика нужен особый подход, нужна смена деятельности. С ней и у доски надо поработать, пописать, почитать, устно ответить. Если грустно - развеселить на уроке.


Перемена

Звенит звонок, и дети выбежали из кабинетов в гардероб. Надели куртки, натянули шапки и через "предбанник" ринулись на улицу. Первым на ступеньках у входа оказался смышленый мальчуган. Пока он застегивал свой пуховик, интересуемся, чем занимаются дети на переменах.



- Бегаем, разговариваем. Зимой - в снежки играем.

Тут на крыльцо выскочили остальные. Одна из девочек касанием по плечу передает ему "бэрика" и убегает в сторону заснеженной спортплощадки. Наш новый знакомый поспешил откланяться и бросился вдогонку.



На площадке часть детишек укрылись за снежной крепостью, выстроенной еще несколько дней назад, другие копошились рядом. Снег рыхлый - в снежки не поиграешь, и дети принялись за укрепление разрушенных ночным ветром бастионов. Играют все вместе: от первого до четвертого класса.



На ковре директора

В то время как дети беззаботно резвятся на спортплощадке, директор Анна Потребенко думает о том, что будет со школой в следующем году. Недавно их сделали начальной, а вскоре могут и вовсе закрыть. Ведь чем меньше в школе учеников, тем острее вопрос о целесообразности ее работы. Тем более что в Высоковской средней школе, которая находится в 3-4 км, тоже есть начальные классы, да и детки, окончив четыре класса в Огородниках, все равно переходят туда. Некоторые родители предпочитают сразу отдавать детей в Высокое.



В перспективе количество учащихся в Огородникской начальной школе может вырасти до 15: четыре ребенка выпустятся, а шестеро придут из местного детского сада. Однако это самый оптимистичный прогноз. А что, если родители отправят своих чад учиться в город?

Судьба школы под вопросом. План еще не принят, и учителя не знают, что будут делать в следующем году. Ситуация усугубляется тем, что для них - это не просто место работы, а семья. Будто в доказательство этих слов Ольга Алексеевна достает из шкафа несколько альбомов с фотографиями прошлых выпусков. Это сейчас у нее один ученик, а в прошлом классе под ее руководством было восемь детей. Она хорошо помнит имя каждого из них, и даже несмотря на то, что теперь у них другой классный руководитель, свою первую учительницу не забывают и время от времени навещают.

- Они сейчас учатся в Высоком, - поясняет преподаватель, листая страницы альбома. - Когда ко мне приходили, я им показала фотографии, так с трудом верили, что когда-то были такими.


Что делать?

Что Ольга Алексеевна будет делать, если школу закроют, пока не знает. Уверена лишь в одном, что в Высоковской школе работать не будет.

- Буду искать другую работу, - вздыхает учитель.

Перед директором такого вопроса не стоит. Если школу все-таки закроют, то она уйдет на пенсию. Хотя не скрывает, что покидать родные стены, в которых она отработала 34 года, будет тяжело:

- У меня есть несколько часов в неделю занятий. Так я с этими малышами, как в другом мире.

Татьяна Осипук, которая преподает в четвертом классе, волнуется за своих воспитанников.

- Детям будет все-таки тяжело, если школу закроют, их будут возить на автобусе в Высокое. Автобус выезжает развозить детей из школы в 14.00. У некоторых занятия заканчиваются раньше, и иногда им приходится идти из Высокого домой пешком.

Огородники - Минковичи

Еще одна школа Каменецкого района с одним ребенком в классе находится примерно в 20 километрах от Огородников, в деревне Минковичи.



Одноэтажное здание школы добротное, ухоженное. Основой стала старинная усадьба, построенная, по некоторым данным, примерно в середине XIX века. Уже в советское время к основному корпусу с легкой руки бывшего председателя колхоза "Ленинский путь" был достроен еще один. Борщевская школа тоже перед нынешним учебным годом была понижена в статусе: из средней стала базовой. Здесь классом с одним учеником стал девятый.

Когда мы приехали в Минковичи, занятия уже закончились. Однако школа не пустовала - дети из других деревень ждали школьный автобус, который приедет в 18.00. Для "подвозных" тут работает группа продленного дня, есть отдельная комната с двухъярусными кроватями, где самые маленькие могут отдохнуть после занятий. "Старшаки" тем временем в соседнем кабинете готовят домашнее задание.




"Коля, не надоело?"

Школьная реорганизация, которая прошла еще в прошлом году, до сих пор не дает покоя коллективу. Опасаются, что на этом не остановятся и в следующем учебном году школу "понизят" до начальной. Детишек отправят в соседнее учреждение образования, в Свищево, а учителей разбросают по району.

Если за учеников можно не волноваться, их в любом случае пристроят, то за коллег директор Николай Пачко переживает. Беседовать на эту тему без эмоций у него не получалось.

- На сегодняшний момент, если, не дай Бог, нас переведут в начальное звено, я четверым учителям не знаю, что предложить, куда устроить.

По словам директора, самое пугающее в данной ситуации - это неизвестность.

- Сидишь и думаешь: "А что я буду делать первого сентября 2014 года. <…> Подождем января, когда будет утвержден план на 2014 год.



По словам собеседника, если оставить эмоции, а школы и учителей рассматривать лишь как цифры на бумаге, реорганизация сельских школ - мера экономически обоснованная. Однако директору от этого не легче.

- Если бы я был там (в отделе образования. - TUT.BY), то наверняка думал бы по-другому. Но…

Несмотря на все сложности, Николай Григорьевич о том, что связал свою жизнь с педагогикой, не жалеет.

- Ты знаешь, если б меня кто-то спросил: "Коля, не надоело?", я бы ей-богу сказал, что нет! <…> У меня школа маленькая, и когда на первенстве района по волейболу Борщевская базовая играет с городской и кладет их "на лопатки" со счетом 3:0, мне хочется еще лет 25 работать!

←«Вопрос недели». Надо ли в Минске разрешать гей-парады?

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика