Иностранные студенты отвоевывают у белорусов место под солнцем
В течение последних лет Министерство образования ставило перед отраслью в целом и конкретными учебными заведениями в частности задачу привлечения большего числа иностранных студентов. В условиях, когда государство ставит бюджетную сферу перед необходимостью самостоятельно зарабатывать средства к существованию, увеличение приема иностранных студентов выглядело логично, ведь они привозят в вузы валюту. Но ведь у нас без перегибов на местах не бывает!
Соотношение белорусских и иностранных студентов на дневных отделениях некоторых вузов критическое, заявил министр образования Сергей Маскевич 4 декабря, отвечая на вопросы депутатов Палаты представителей в ходе парламентских слушаний по совершенствованию законодательной базы национальной системы образования.
«Да, мы имеем определенные проблемы с соотношением белорусских и иностранных студентов в ряде вузов. Так, в Белорусском государственном медицинском и Белорусском государственном университетах соотношение составляет один к четырем-пяти. Это критическое соотношение», — отметил Сергей Маскевич.
Министр не исключает, что число студентов-иностранцев будет расти и дальше. По его словам, в связи с демографической ситуацией в ближайшие годы ожидается снижение количества поступающих в вузы белорусов.
«С учетом этого прием иностранных студентов может быть увеличен в течение ближайших пяти лет с сегодняшних 16 тысяч до 20-25 тысяч», — отметил Маскевич.
Чиновники Минобразования часто говорят о том, что белорусские студенты, обучающиеся платно, не являются рентабельными студентами — вносимые ими средства не покрывают расходов. Этого не скажешь об иностранных студентах: в прошлом году доход от подготовки иностранных граждан в Беларуси составил около 20 млн. долларов. И Министерство образования всегда подчеркивало, что заинтересовано в как можно большем числе студентов из-за рубежа.
На начало 2012/2013 учебного года в 54 вузах Беларуси обучалось 428,4 тыс. студентов и 6,1 тыс. магистрантов. В их числе 12,5 тыс. граждан иностранных государств.
Еще в 2007 году в Беларуси была принята программа экспорта в сфере высшего образования. С тех пор постоянно ведутся разговоры о необходимости увеличения числа иностранных студентов. Но если сейчас в белорусских вузах количество иностранных студентов составляет около 3% от общего числа обучающихся, то в советские времена, отмечает эксперт в сфере образования Владимир Дунаев, это показатель достигал 10% (в СССР в целом — около 15-18%).
В абсолютных и относительных цифрах количество иностранных студентов в Беларуси — капля в море в сравнении с европейскими странами, сказал в комментарии для Naviny.by эксперт в сфере образования, доцент ЕГУ Андрей Лаврухин.
«Что касается процента иностранных студентов к гражданам страны, в которой находится университет, в странах ЕС он колеблется от 5% до 14% (Финляндия, Норвегия, Нидерланды). В Литве — 5%, Чехии — 7%, Эстонии — 9%», —— сказал эксперт.
Например, в Белгосуниверситете сейчас учится тысяча иностранных студентов. В сравнении с прошлым годом, их на четверть больше. Самыми востребованными являются экономический факультет, факультет международных отношений и филологический.
Больше всего в БГУ обучается жителей Китая (36,7%), Туркменистана (25,3%), России (13,7%), Республики Корея (6%), Казахстана (3%). В этом году его студентами стали также граждане Германии, Испании, Норвегии, Польши, Словении, Финляндии, Литвы и Швеции.
Присутствие студентов из стран ЕС на студенческих скамьях в Беларуси — скорее исключение, чем правило, ведь наша страна остается единственной в Европе, не входящей в Болонский процесс. А это не дает оснований надеяться на привлечение в страну сколь-нибудь значительного количества студентов из Западной Европы.
В Болонский процесс мы не войдем без проведения реформ в сфере высшего образования на основе целей, ценностей и основных направлений политики Европейского пространства высшего образования. Реформ же пока не предвидится, хотя, по словам министра образования, Беларусь продолжает подготовку к вступлению в Болонский процесс.
Андрей Лаврухин подчеркнул, что существует связь между качеством национальной высшей школы и уровнем мобильности, то есть представленностью иностранных студентов в стране. Это означает, что чем больше студентов приезжает из-за рубежа, тем более привлекательное образование в стране.
К слову, если страна является привлекательной для иностранных студентов, появляется возможность выбора, то есть кого-то можно принять, кого-то нет, отметил Лаврухин. Беларусь такого уровня, когда может выбирать лучших иностранных студентов, пока не достигла.
Частенько приходится довольствоваться малым — платежеспособностью студента. Студенты из неевропейских стран очень часто не самые лучшие студенты. Многие из них не поднимают, а, наоборот, снижают планку образования в нашей стране.
«Порой, — отметил Андрей Лаврухин, — у нас учатся иностранные студенты с такой низкой подготовкой, что ставят под угрозу учебный процесс».
«Что поделаешь, какое качество образования, такие и студенты. Когда к нам приезжают учиться туркмены или китайцы, которые даже не прилагают усилий, чтобы заговорить по-русски, это девальвирует высшую школу Беларуси и может быть реальной угрозой», — сказал Андрей Лаврухин.
Пока же в Беларуси созданы максимально возможные условия для получения высшего образования платежеспособными иностранцами.
Правила поступления для иностранцев упрощенные. Так, с этого года абитуриенты, являющиеся гражданами России, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана и поступающие в вузы и ссузы Беларуси на платной основе, могут стать студентами по результатам собеседования. Ранее абитуриенты из этих стран зачислялись на конкурсной основе по результатам сдачи централизованного тестирования.
Для иностранных студентов в Беларуси — бесплатное медобслуживание, гарантия места в общежитии и максимально возможная в наших условиях поддержка со стороны вуза.
Правда, в кулуарах министерства говорят, что именно все эти блага и являются камнем преткновения для увеличения приема иностранных студентов. Мол, не резиновые аудитории, студенческая поликлиника и общежития.
И это, кстати, также можно назвать следствием невключенности белорусской системы образования в общеевропейский контекст. У белорусских студентов сейчас крайне мало реальных вариантов учиться где-то, кроме как на родине. А родина, создав ажиотажный спрос на высшее образование, оказалась не в состоянии подготовить соответствующую масштабам инфраструктуру.
Елена СПАСЮК