Киев думать будет
В Вильнюсе 29 ноября завершается саммит Европейского союза, на котором уже прозвучал
и ряд громких заявлений относительно ситуации вокруг евроинтеграции Украины.
Еще за неделю до этого в Европе были уверены, что необходимые решения удастся продавить через
украинский парламент. Эмиссары ЕС с удовольствием позировали перед телекамерами, вот-вот должны были послышаться бодрые марши, а затем последовать скупые мужские объятия участников торжеств.
В последнюю минуту украинские парламент и правительство совершенно неожиданно для Европы и администрации США, как всегда, заинтересованно наблюдавшей как бы издалека, приняли решение о приостановке работы над Соглашением об ассоциации с ЕС.
В Киеве под звездными знаменами Европейского союза прошли многотысячные протестные акции сторонников евроинтеграции, забушевал забытыми страстями майдан, вышли на демонстрации студенты столичных вузов, в харьковской тюремной больнице объявила голодовку узница с мировой известностью Юлия Тимошенко.
Украинские власти, так и не получив весомой кредитной помощи от МВФ и европейских финансовых структур, без которой переход экономики страны на евростандарты нереален, оказались в сложном положении. Президент Виктор Янукович выразил надежду, что выход будет найден не в противостоянии, а в ходе трехсторонних переговоров между Украиной, ЕС и Российской Федерацией.
Очевидно, что путь переговоров, в ходе которых будут учтены интересы всех сторон, наиболее реалистичен. Для Европы важно разными путями углублять влияние на своих восточных соседей, увлекая их в свою орбиту. Для России ослабление многовекторных экономических, культурных, духовных связей с Украиной не только нежелательно, но и совершенно неприемлемо. А сама Украина пока не готова, прежде всего экономически, резко эволюционировать в сторону ЕС. Логика подсказывает, что для нее более выигрышно дальнейшее развитие экономических отношений с Россией, СНГ и Таможенным союзом.
У майдана свои устремления, как правило, сопровождаемые жесткой и непримиримой риторикой. Восточные регионы, Крым и местная предпринимательская элита ориентированы прямо противоположно. Будет ли движение навстречу друг другу? Насколько возобладает гражданская ответственность над личными амбициями?
Валерий ШАГАНОВ