Аутизм и школа: первый раз в первый АВА-класс

Источник материала:  
29.11.2013 18:30 — Новости Общества

- У меня сохранились записи, сделанные через неделю после начала занятий, - говорит Валентина Юрчик. - "Ребенок приходит в помещение, но не знает, что его ждет, ничего не понимает и не особо хочет что-то делать". Сегодня дети следуют к расписанию, смотрят на картинки и готовятся к уроку.

Дети стали намного больше доверять тьюторам. Когда Ромка впервые по своей инициативе взял меня за руку, я замерла и считала, сколько секунд его ладошка продержится в моей руке. Мы прошли целый пролет от класса до столовой! Раньше Рома никому не позволял до него дотрагиваться, а сейчас во время занятий может прилечь на меня, взять мою руку.

Возможно, со стороны покажется, что это мелочь - подумаешь, ребенок полюбил воспитателя. На самом деле для ребенка с аутизмом это непростой путь - довериться, открыться и пойти навстречу взрослому.

Но самые искренние свидетельства принятия особенных сверстников демонстрируют дети. Одна из девочек уже взялась опекать Женьку на физкультуре. Ей неважно, что во время спортландии она не прибежит первой: важно, что Женя с ее помощью тоже справится с заданием.

Кажется, у мальчика с аутизмом появился первый настоящий друг.

Сколько ступенек от интеграции до инклюзии?

- Говорить о полноценной инклюзии пока рано как во внутришкольной среде, так и в обществе в целом, хотя первые шаги в этом направлении уже сделаны, - считает учитель-дефектолог Наталья Волчок.

- Это интеграция, а не инклюзия: под наших детей созданы особые условия, - соглашается Татьяна Голубович. - Движение к инклюзии - процесс двусторонний, и мы очень надеемся на встречное движение общества. Которое пока, к сожалению, не готово к появлению "не таких" детей. Стоял в начале года Ваня в буфете - не дождался своей очереди, выхватил пончик у девочки и отправил его в рот. Буфетчица сразу в крик: "Ты что делаешь!?" Пришлось психологу объяснять причины асоциального поведения ребенка. Важно не только понять таких детей, но, может быть, немножко переоценить их способности. Сказать: а у него все получится! И хлеб сможет купить, и письмо напишет, и в компьютере разберется. Тогда действительно все получится.

- Дети с аутизмом вполне могут жить, как все, получать образование, в том числе высшее, - считает Валентина Юрчик. - Пример европейских стран и Америки показывает, что люди с аутизмом - идеальные работники, у которых никогда не возникает желания спихнуть на кого-то свои обязанности или уйти с работы пораньше. Конечно, этому должна предшествовать подготовка. Сегодня она требует надрыва и мобилизации сил, но все будет проще, когда обучение детей с аутизмом войдет в государственную систему.

←На заседании Межпарламентской ассамблеи СНГ обсуждены вопросы экологической безопасности

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика