Француз, всю жизнь изучающий Советский Союз и сталинизм, поделился своим мнением о Минске и советских памятниках
Мнение пожилых людей Николя Верт советует понимать именно с таких позиций. И обращает внимание на то, что на молодежи теперешней советское время уже почти никак не сказывается:
- Я больше общаюсь с российской молодежью и украинской, чем с белорусской, поэтому могу говорить о них. Но меня поражает, насколько быстро многое ушло в прошлое. Российская и украинская молодежь, мне кажется, мыслит сейчас как любая молодежь Западной Европы. Полная и настоящая конвергенция произошла. Но в современном мире меня поражает страшное неравенство, дифференциация социальная огромнейшая. Многим очень тяжело жить сейчас и в России, и в Украине. Там люди свободны, только если у них есть деньги.
- Чувствуется ли в нашей сфере обслуживания советский отпечаток?
- Нет, я бы не сказал. Я не вижу разницы в вашей сфере обслуживания с Москвой, с Киевом. А меня поражает, насколько в Москве или в Киеве сфера обслуживания научилась правилам работы в капиталистических отношениях. Но я лично не люблю всю эту сферу обслуживания. Я не люблю консьюмеризм, рекламу - меня все это немножко раздражает. И во Франции, и у вас. Но это личное мнение.
"Во Франции мало знают о Беларуси, потому что почти никто здесь не бывает"
- Мы все понимаем, что в Беларуси очень специфический режим, недемократический, авторитарный, и что это довольно уникальный феномен теперешней Европы. Я не слежу особенно за развитием теперешней Беларуси, я не политолог, вижу издалека немножко. Но мне кажется, у вас своя специфика, я часто бываю в Украине - там тоже своя специфика. Бываю и в других республиках бывшего Советского Союза - там тоже своя специфика. Но это наследие сложного исторического процесса, который показывает, что несмотря на то, что все это были части некоего единого Советского Союза, оставались очень сильные местные, локальные особенности, которые выплывают после семидесятилетия советского строя.
- Это временное явление? Что может ожидать Беларусь по логике развития истории?
- Должна произойти эволюция. Но много зависит от экономики. Мне кажется, пока Россия экономически поддерживает Беларусь, ситуация может не меняться. Но, как мы знаем, экономические условия меняются и ничто не остается на одном месте. Я думаю, что, конечно, будет эволюция.
- Что сегодня во Франции знают о Беларуси?
- Очень мало. Я думаю, что большинство французов, к сожалению, имеют смутное представление, где это - Беларусь, есть ли такая страна. Знают о России, а вот о Беларуси очень мало. Но, я думаю, это потому, что очень мало ездят к вам. Например, я был два раза в белорусском консульстве в Париже. За визой нет никакой очереди, как в консульстве в России. К вам очень мало приезжают именно потому, что о вас не знают. А просто получить визу сюда не сложнее, чем получить визу России для французского гражданина. Между тем, у вас хорошая природа, очень интересные города. Еще во времена моей жизни здесь мы с друзьями каждое воскресенье старались 30-50 километров от Минска отъехать, кататься на лыжах. Тогда не было машины, ездили на автобусе, поэтому далеко не выбирались. Но в радиусе на 50-60 километров я много объездил вокруг Минска. Тогда деревни были колхозными, небогатыми, но при этом была замечательная природа, очень гостеприимные люди. Ну и для француза типичная деревня с деревянными домами - это какая-то экзотика.