Новые сборы не должны ударить по карманам
На прошлой неделе активно обсуждались планы Министерства финансов о введении транспортной пошлины и так называемого налога на тунеядство. Многие восприняли такие новости в штыки, даже не вникая в суть этих предложений. Поэтому корреспондент «Знаменки» решила разобраться и рассказать, для чего и когда планируют ввести налог на автомобили и почему налог с официально неработающих поможет установить социальное равенство.
Транспортная пошлина: когда, зачем и сколько?
Визитной карточкой нашей страны всегда были дороги с отличным покрытием. Если же трассы республиканского значения поддерживаются в таком состоянии до сих пор, то на многих местных дорогах, где был асфальт, сейчас вынуждены укладывать щебенку.
– Сам я автолюбитель с достаточно большим стажем, за рулем с 1998 года, – рассказал «Знаменке» член Постоянной комиссии по бюджетам и финансам Илья Мурашко. – Как депутат часто езжу по районам и вижу, что сейчас действительно идет тенденция к ухудшению дорожного покрытия. Поэтому Минфин и Парламент активно начали искать решение этой проблемы.
На расширенном совместном заседании постоянных комиссий Палаты представителей по экономической политике и по бюджету и финансам было решено на 40 процентов увеличить в следующем году общее финансирование, а на капитальные ремонты направить средств в два раза больше. Правда, этого все равно будет недостаточно, если посмотреть на планы, которые заложены в программе «Дороги Беларуси» на 2006–2015 годы. Сейчас выполняется только та часть программы, которая направлена на реконструкцию и строительство республиканских дорог. И делается это за счет кредитов.
Илья Мурашко напомнил, что раньше все вопросы регулировались дорожным фондом, который состоял из отчислений субъектов хозяйствования. Когда дороги были сделаны, отремонтированы, покрытие стало не просто хорошим, а даже отличным, было принято решение снизить нагрузку с юридических лиц.
Парламентарий подчеркнул, что на данный момент нет каких-то конкретных решений и представлений о размерах пошлин и о процессе их взимания. Есть только предложения, которые активно обсуждаются.
– У Минфина свой вариант, у каждого депутата свое мнение, у каждого гражданина свое видение. На данном этапе мы должны определиться с путями решения проблемы, с источниками и объемами финансирования. Отталкиваясь от современных реалий, нужно учитывать, что население также должно принимать посильное участие в решении тех или иных проблем на уровне своего региона, – пояснил Илья Мурашко, делая акцент на том, что для решения этой проблемы нужно достичь баланса интересов государства и автолюбителей.
В пример хорошего симбиоза по доли участия граждан и государства депутат привел решение вопроса газификации, когда люди объединялись в кооперативы и оплачивали 30 процентов от части проектирования и строительства новых уличных распределительных газопроводов, в то время как государство брало на себя обязательства по выплате оставшихся 70 процентов стоимости работ.
Говоря непосредственно о предложении Минфина по введению госпошлины за допуск автомобиля к дорожному движению, депутат отметил, что расходование средств от подобных пошлин должно быть непременно целевым и крайне прозрачным.
– Люди должны видеть, куда идут их деньги, – подчеркнул Илья Мурашко и добавил, что все средства, по мнению депутатов, должны идти в специальный фонд. – Минфин предлагает эти деньги направлять в республиканский бюджет, а депутаты настаивают, чтобы деньги все-таки оставались в районах, на местах. Тогда и руководителям регионов будет проще отчитываться за эти средства, и люди будут видеть, как распределяются их деньги.
Министерство финансов предлагает привязать пошлину не к объему двигателя, как в России, а к технически допустимой массе автотранспортного средства и статусу его владельца.
– Пока предлагается ввести ставки госпошлины в размере от 1 до 25 базовых величин (1 базовая – 130 тысяч белорусских рублей. – Прим. авт.), – говорит Илья Мурашко. – Для физических лиц, владеющих автомобилем весом до одной тонны, может быть установлена пошлина в три базовые величины, от тонны до двух – пять базовых. К размерам этой пошлины нужно подойти очень аккуратно и щепетильно, чтобы он не сильно ударил по карманам граждан.
Будет ли взиматься госпошлина при прохождении техосмотра, как предлагает Минфин, какие размеры госпошлины утвердят в конечном счете и какую долю в финансировании ремонта дорог зай-
мем мы с вами, станет известно только с принятием Закона о республиканском бюджете на 2014 год. Проект закона парламентарии готовятся рассмотреть в ближайшее время.
Зачем нам налог на официально неработающих?
Еще летом премьер-министр Михаил Мясникович обеспокоился почти полумиллионным числом трудоспособных безработных и высказал предложение ввести для них налог.
– Ситуацию нужно исправлять. Один из способов – введение налога с неработающих, – посчитал премьер.
На прошлой неделе начальник главного управления финансирования социальной сферы и науки Минфина Светлана Кретова заявила о планах министерства по введению такого налога.
По мнению члена Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджетам и финансам Валерия Бородени, у нас до сих пор есть проблема, связанная с миграцией рабочей силы в другие страны, в частности в Россию.
– Я совершенно не против того, что наши граждане уезжают работать в другие страны и зарабатывают большие деньги, – говорит депутат. – Проблема в том, что они и налоги платят в бюджет той страны, где эти деньги получают. А социальными благами нашей страны, среди которых, например, образовательная и медицинская системы, они пользуются совершенно бесплатно. Они не платят налоги, а значит, не участвуют в формировании бюджета. Это в том числе и люди, которые работают на себя, без оформления бизнеса, имеют скрытые доходы.
Сейчас власти активно ищут механизм, который позволил бы установить социальное равенство среди наших граждан.
– С чьей-то легкой руки появились слухи, что будет введен налог на тунеядство. Хочу отметить, что сейчас у нас даже нет такого понятия, как тунеядство. А идея как-то привлечь граждан, которым по силам поучаствовать в формировании бюджета, сейчас только на стадии обсуждения, – рассказал «Знаменке» Валерий Бороденя. – Лично я сторонник того, чтобы все идеи сразу апробировались в массовом сознании, необходимо выслушать мнения людей. Но хочу напомнить всем, кто любое действие сверху воспринимает в штыки: что в экономике не бывает легких решений. Любое решение связано как с позитивными моментами, так и с негативными.
Виктория МИТЬКО, «ЗН»
А как у них?
Во многих странах нет такого понятия, как единый транспортный налог. Зато у них могут взиматься дорожные и экологические налоги.
Налог с автовладельцев в Украине при первой регистрации зависит от возраста машины и объема мотора. За старый внедорожник возрастом свыше восьми лет и объемом 4 литра придется заплатить почти пятьсот долларов, а налог на новую машину объемом 1.0 составит всего 3,6 доллара. Кроме этого, у нашей южной соседки есть налог, который нужно оплачивать при перерегистрации или при очередном техническом обслуживании.
В России транспортный налог взимается каждый год и зависит всего лишь от мощности двигателя. В этом году размер пошлины варьируется от 26 до 1400 долларов.