У чужих как дома

Источник материала:  

В Островецком районе оценили плюсы гостевой семьи для пожилых

Часто случается, что на старости лет человек остается один на один со своими проблемами и заботами. Даже, как это страшно ни звучит, при живых детях и внуках. Есть, правда, и другие истории. Когда совершенно чужие люди, видя, как пропадает знакомый старик, берут его к себе. Хотя бы на зимовку. Новую форму социального обслуживания — “гостевую семью для пожилых” — опробовали в Островецком районе Гродненской области. Корреспондент “НГ” побывала в гостях у такой семьи.

Надежная помощь

К дому Янины Врублевской в Островце, где проживает единственная на сегодня гостевая семья в районе, подъезжаем вместе с заведующей отделением социальной помощи на дому Территориального центра социального обслуживания населения Островецкого района Ириной Станкевич. По дороге Ирина Александровна рассказывает о работе центра.

— Наше отделение занимается обслуживанием одиноких пожилых людей и инвалидов. В районе преобладает соседское обслуживание, так как большинство нуждающихся в помощи стариков живет на хуторах. Одиноких жителей проведывают соседи. Приходят воды принести, снег расчистить, продукты и лекарства принести, огород помочь прополоть и другую необходимую помощь оказать. В прошлом году впервые опробовали такую форму обслуживания, как гостевая семья для стариков. По сути, она существовала в районе давно. Просто без названия. Одиноких стариков на холодное время года забирали двоюродные внуки, племянники, просто знакомые — по доброте души своей. Никто им за это не платил.

Тут и сейчас больших денег за уход за стариками никто не получает. Например, Янине Иосифовне, которая забирает к себе из соседней деревни Палуши на осенне-зимний период родную тетю покойного мужа Геновефу Врублевскую, полагается всего лишь около трехсот тысяч белорусских рублей в месяц. Но, согласно положению о гостевой семье для пожилых, одинокий старик вместе с человеком, так сказать, пригласившим его в гости, ведут общий “семейный” бюджет.

— Конечно, такая форма обслуживания удобна и для одинокого старика, и для нашего центра, — делится Ирина Александровна. — Социальные работники, которые обслуживают одиноких стариков и инвалидов на дому, не всегда могут вовремя к ним добраться. Особенно снежными зимами. А так человек всегда находится под присмотром. И дом — это не какой-либо приют, хоть сегодня там и создаются прекрасные условия для проживания. В “гостевой семье” есть ощущение тепла и домашнего уюта. Но ведь нужно, чтобы нашелся человек, который эту одинокую бабушку или немощного старика возьмет к себе.

Скрашивая вечера

За разговором незаметно подъехали к месту назначения — большому ухоженному кирпичному дому с огородом на окраине Островца. Заслышав машину, хозяйка Янина Врублевская тут же выбегает на крыльцо встречать гостей.

— А вот и наша бабушка, — проводит Янина Иосифовна в гостиную, где Геновефа Феликсовна, или тетя Геня, как ласково она ее называет, смотрит телевизор.

Тетя Геня здесь уже около двух недель. Зимовать у Янины Иосифовны для бабушки не в новинку. Поскольку прямых родственников у Геновефы Феликсовны нет (муж погиб почти сразу после свадьбы), за ней ухаживал родной племянник Ваня. Недавно не стало и Ивана, но его жена Янина Иосифовна без внимания старушку не оставила. По традиции забрала к себе на зиму.

— У мяне ж нікога няма — толькі пляменніца, — рассказывает бабушка Геня. — Пяты год прыязджаю да яе на зіму. Як пані тут сяджу. Надта ж яна мяне глядзіць. Такая добрая. Такой, мусіць, нідзе няма.

Янина Иосифовна смущенно улыбается — мол, захваливает бабушка. Но и сама о Геновефе Феликсовне говорит только хорошие слова.

— Тетя Геня очень добрый человек. Спокойный. Не капризный. Мы легко находим с ней общий язык. Тем более в доме я осталась одна, — рассказывает Янина Иосифовна, — в прошлом году умерла мама, в этом муж, дети с внуками живут отдельно. А вечерами, особенно зимой, когда одиноко и тяжело, так хочется поговорить с кем-нибудь.

Не до скуки

И Геновефе Феликсовне одной в своем доме не справиться с холодами.

— Зімой цяжка. Трэба печку паліць, — рассказывает бабушка. — А снегу наваліць, дык да дроў сама не дайду. Старая ўжо, восемдзесят гадоў. Гэта раней было прасцей. А цяпер ужо і ў гародзе нічога не саджу. Гады не тыя. Ды і нашто садзіць? Пенсію прыносяць. Што хачу, то купляю. А на зіму да Яні прыязджаю. Дык тут сваё ёсць. Але і зварыць, і памыць сама яшчэ магу. Проста ногі слабыя, баляць.

Пять лет назад у Геновефы Феликсовны отказали суставы — пришлось дверь в доме ломать и на носилках выносить. Сама бабушка уже и встать не могла. А дома-то никого. Хорошо, соседка услышала ее крики о помощи, позвонила Янине Иосифовне. Та сразу же с сыном поехала бабушку спасать. Из больницы к себе забрала. Янина Иосифовна и сейчас боится тетю Геню домой отправлять. Но та хоть на лето просится в Палуши — там вся жизнь прожита все-таки.

— У мяне там харашо, весела. Суседкі прыходзяць. То адна, то другая. Сад вялікі, яшчэ тата садзіў, — рассказывает Геновефа Феликсовна. — Ай, каб прыехалі вы да мяне на яблыкі і слівы. Столькі было сёлета!
Но и в Островце бабушке не дают скучать.

— Гуляем по улице, — рассказывает Янина Иосифовна. — Каждый день стараюсь вывести, чтобы воздухом свежим подышала. Газеты читаем, телевизор смотрим, внуков нянчим. Дочка Ира живет недалеко, так часто с детками в гости приходит.

Ира с Колей, которому нет еще и двух, и совсем маленьким Сашей как раз гостили у бабушек, когда мы приехали проведать Янину Иосифовну и Геновефу Феликсовну. Шустрый Коля все бегал вокруг бабушек, играл с клубочком и по-доброму улыбался прабабушке с палочкой. Вот уж точно — в этом гостеприимном доме места хватает всем. Каждый — и родной, и, казалось бы, совсем чужой человек, как Геновефа Феликсовна, — чувствует себя здесь как в родном гнездышке.

←Растить патриотов

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика