В процессе реформ белорусская средняя школа потеряла учебный год
Обучение в 10-х и 11-х классах средних школ необходимо переориентировать на подготовку учеников к поступлению в вуз. Как считают в Минобразования, это позволит решить проблему нехватки времени для освоения школьной программы и частично компенсировать те дисциплины, которые исключили из нее при переходе с 12-летнего на 11-летнее образование.
Таким способом можно «мягко перейти к реструктуризации школьного образования», чтобы придать ему другое содержание и ориентировать на другой результат. Такое мнение высказал исполняющий обязанности директора Национального института образования Минобразования Олег Лисейчиков, отвечая на вопрос о влиянии на качество школьного образования перехода с 12-летнего на 11-летнее образование на международной конференции «Мониторинги школьного образования — перспективы межстранового сотрудничества» 18 ноября в Минске.
Для освоения школьной программы, отметил Олег Лисейчиков, необходим определенный обязательный временной ресурс, который при переходе на одиннадцатилетку планировалось задействовать в субботу, в шестой школьный день. Однако в настоящее время шестой учебный день не используется, профильное обучение также применяется в недостаточной степени.
«Планировалось, — сказал представитель Минобразования, — что 11-летняя школа с шестидневной учебной неделей должна была соответствовать 12-летней с пятидневной. При 11-летней школе и пятидневной учебной неделе мы теряем год обучения. Дети учатся 165-167 дней из 365 в году».
Времени для освоения содержания учебных предметов, отработки умений и навыков должно быть больше, считает Лисейчиков: «Негоже, что в школе только до пятого класса занимаются изобразительным искусством. Школьники не изучают отечественную художественную культуру, не умеют петь и танцевать, не знают, как себя вести».
Между тем эксперт в сфере образования Владимир Дунаев отметил, что нереформированное среднее образование является преградой для модернизации высшей школы Беларуси. В вузах сегодня вынуждены исправлять ошибки школьного образования, то есть затрачивать большой интеллектуальный и временной ресурс на то, чтобы доучить первокурсников.
Владимир Дунаев считает, что сокращение сроков обучения в средней школе с 12 до 11 лет качество образования не улучшило. Тем более в Европе меньше 12 лет в средней школе практически нигде не учатся.
Принимавший участие в конференции президент Евразийской ассоциации оценки качества образования Виктор Болотов высказал мнение, что далеко не все дети должны обучаться в старшей школе. «В старшей школе, — считает он, — должна быть другая дидактика обучения. То, что хорошо для развивающего обучения, для подготовки одаренных учащихся, не хорошо для коллективного обучения».
Кстати, схожую позицию ранее высказывали и представители белорусского правительства.
Так, на коллегии Минобразования в феврале этого года вице-премьер Анатолий Тозик заявил, что «в 10-й и 11-й класс должны приходить те, кто хотят и могут учиться». «Тех, кто просто, чтобы где-то два года провести, в 10-х и 11-х классах быть не должно. Для этого есть другие учебные заведения, куда человек может идти получать профессию», — подчеркнул Тозик.
Правда, чуть позже министру образования Сергею Маскевичу пришлось успокаивать общественность заверениями, что ограничений в приеме в 10-е и 11-е классы не будет.
Елена СПАСЮК