Дом правительства: люди, легенды, годы 80 лет назад в Минске были открыты Дом правительства и памятник Ленину

Источник материала:  
06.11.2013 12:51 — Новости Общества


Легенды, слухи, исторические шифровки… Пятого ноября 1934 года газета "Рабочий" вышла в праздничном оформлении. Печатался "Красный список предприятий, выполнивших Октябрьский план", сообщалось, что накануне "делегация знатных людей Всебелорусского слета ударников леса и сплава была принята секретарем ЦК КП(б)Б тов. Гикало", рассказывалось об отправке в Ленинград сверхплановых эшелонов с картофелем, капустой и свеклой.

Жанр высокой публицистики был представлен в этом газетном номере лирико-патриотическим очерком "Гордость" писателя Яна Скрыгана. Чтобы рассказать о новостройках столицы БССР, автор использовал простой сюжетный прием: усадил в трамвай человека, который давно не был в Минске, и вместе с ним глядел из окна на вереницу чудес:

"На вокзальной площади в трамвай сел человек. Он осмотрел вагон, потом начал смотреть на улицу. Каждый раз он все пристальнее всматривался в нее, поворачиваясь то в одно, то в другое окно. <…>

- А что это за здание? Как харьковский дом промышленности.

- Дом правительства, - гордо ответила девочка.

Человек еще с большим интересом начал осматривать здание. Поплыла широкая асфальтовая площадь Ленина. Вокруг ее подымались легкие, возносящиеся стены, с выступами, балконами, со множеством окон. На высоте этажей здания выпукло вырисовывался герб республики. Среди площади высился бронзовый Ленин, говорящий с трибуны речь красноармейцам перед отправкой на белопольский фронт. У ног его стояли живые цветы. Поблескивал черный гранит постамента. Трамвай мчался…".


В этом фрагменте очерка Скрыгана заключены два информационных заряда, весьма важных нам для понимания истории Минска-советского.

Во-первых: указание на внешнее сходство нашего Дома правительства и сооруженного в Харькове еще в 1928 году знаменитого Дома госпромышленности (проектное бюро во главе с М. Рудником).

Во-вторых: объяснение смысла и конкретного сюжета скульптуры Ленина перед Домом правительства в Минске.

Итак, налицо "интрига": а не является ли наш Дом правительства клоном харьковского здания?.. Разберемся.

Во второй половине двадцатых годов в Харькове по проекту ленинградских архитекторов С. Серафимова, С. Кравеца и М. Фельгера возводится оригинальное "кубистическое" здание с собственным названием "Дом государственной промышленности" (до 1934 года в нем размещался Совет Народных Комиссаров Украины).



В свое время украинский Дом госпрома настолько впечатлил советских людей (Максима Горького в том числе), что о всякой неординарной новостройке стали говорить "как харьковский Дом промышленности". Однако сегодня, сравнивая фотоснимки двух зданий, проявим сдержанность. Да, имеются общие проявления архитектурного конструктивизма. Но не более того.

Если подстричь под полубокс двух разных людей, они не станут от этого братьями-близнецами. Дом в Минске - уникальный!

Более интересна "расшифровка" скульптуры перед Домом правительства.

Общеизвестно, что Ленина для Минска изваял ленинградец Матвей Манизер, а в 1945 году эту скульптуру восстановили по сохранившейся модели. (14 апреля 1945 года ТАСС сообщил о том, что ленинградский завод "Монумент-скульптура" закончил отливку памятника для Минска: "После захвата Минска немецкими оккупантами памятник у Дома правительства был разрушен. По сохранившимся с 1932 года формам он вновь отлит. Установка будет производиться на старом месте в первых числах мая. Окончательную установку скульптуры и монтировку ее частей проведет трест Белпромстрой".)

Но любопытно бы узнать, на какой трибуне изображен минский Ленин? В какой исторический день? Назовите дату и событие из подробной биографической хроники вождя!

Не мог, не должен был скульптор в атмосфере конкретики двадцатых годов использовать в качестве декора некую абстрактную трибуну. Потому что на эскизном просмотре секретарь ЦК по идеологии обязан был поинтересоваться, где и перед кем выступает изваянный Ильич: на Циммервальдской конференции? на конгрессе Коминтерна? на испытаниях первого советского электроплуга?..

Напомним, что еще 8 сентября 1925 года ЦИК БССР создал комиссию по увековечению памяти В. И. Ленина и занялся организацией конкурса на лучший памятник в Минске. Наконец в сентябре 1932 года в Доме коммунистического просвещения на улице Карла Маркса была организована выставка конкурсных проектов. И вот проблема выбора для высокой партийной комиссии: если памятник замысливается для установки, скажем, у Финляндского вокзала в Ленинграде, то вождь должен быть на историческом броневике. Если в Шушенском - то в облике несгибаемого политического ссыльного и т. п. Но как быть, если в Минске Ленин с речами не выступал?..

Для столицы БССР подобрали наиболее обоснованный, как тогда казалось, документальный сюжет: Ленин 5 мая 1920 года выступает на проводах частей Красной Армии, отправляющихся на польский фронт. К слову, одноименное историческое событие запечатлено на монументальном полотне живописца Исаака Бродского из собрания Центрального музея В. И. Ленина в Москве.

Все логично: в межвоенные десятилетия Минск представлял собой форпост в противостоянии с Польшей, и поэтому в белорусской столице должен был появиться памятник вождю с соответствующим смысловым наполнением.

Для проверки сличим снимок, где Ленин выступает перед войсками, отправляющимися на польский фронт, с памятником перед Домом правительства в Минске (оригинальное фото 1934 года). Да, есть несомненное сходство.


И еще одна легенда. Дом торжественно открыли и поначалу громко восхищались им в газетах и в комментариях к кинохронике. Однако в середине тридцатых годов на закрытых собраниях минского партактива начала обсуждаться "секретная" информация.

Оказывается, враги народа намеренно соорудили Дом правительства необыкновенно высоким. Теперь он якобы просматривается в бинокль с недалекой советско-польской границы и служит ориентиром для возможного обстрела Минска прямой артиллерийской наводкой. "Поэтому" столицу БССР надо переносить в Могилев - подальше на восток…

Вопрос о переносе белорусской столицы в Могилев отпал, как известно, после 17 сентября 1939 года. А вот праздно-никчемные рассуждения о "видимости" Дома правительства со старой границы продолжаются и поныне.

Докладываю ответственно об эксперименте, проведенном мною лично. В сентябрьскую ясную пору, когда воздух прозрачен, как алмаз, взобрался я на холм у деревни Вязынка (район железнодорожной станции Радошковичи). При себе имел бинокль и копию польской военной карты издания 1932 года с обозначением, что именно на этом холме находился пост пограничной стражи.



В бинокль мне удалось распознать контуры Минской ТЭЦ-4, которая расположена в северо-западном пригороде столицы. Но ничего похожего на Дом правительства не увидел.

Но даже если бы и просматривался Дом правительства из Радошковичей или Столбцов, то что из того?

Представим, что Польша во времена маршала Рыдз-Смиглы купила где-то за огромное количество швейцарских золотых франков дальнобойное орудие - вроде того, которым немцы в 1916 году обстреливали Париж. Ну, пальнули бы по Минску через границу. Ну, попали бы в Дом правительства (или - в конюшню эскадрона НКВД на Грушевке, или - в костел на Кальварии).

Каков мог быть в этом военно-оперативный смысл? Ведь Красная Армия с ее танками и самолетами находится не в Минске! Досужие рассуждения цивильных дилетантов о "прямой видимости" Минска через старую границу - это мышление категориями Крымской войны 1855 года. Не стоит уделять подобному много внимания.

Поздравим сами себя с юбилеем исторического здания. И пожелаем друг другу, чтобы Дом правительства всегда населяли самые достойные люди страны.

Иллюстрации из фондов Национального архива Республики Беларусь, Белорусского государственного архива кинофотофонодокументов, Национального музея истории и культуры Беларуси.

←Собчак назвала «подарок» от Лукашенко самым оригинальным

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика