Национальный аэропорт Минск расширяется, а "Белавиа" открывает новые маршруты и закупает новые самолеты
31.10.2013 17:40
—
Новости Общества

Дмитрий Меликян, гендиректор Национального аэропорта Минск, рассказал, что в этом году аэропорт обслужит максимальное за историю аэропорта число пассажиров: 2,2 миллиона, - столько же было в 1991 году. Прирост по сравнению с прошлым годом составляет около 20%. Сейчас аэровокзальный комплекс переживает масштабную реконструкцию, на которую по смете выделено 900 миллиардов рублей. Уже открыт новый VIP-зал площадью две тысячи квадратных метров. Возводятся пристройки к аэровокзалу (площадь – около 9 тысяч "квадратов"), в которых появятся новее лифты и эскалаторы между этажами. Также закупается самое современное багажное оборудование, которое позволит сократить срок обслуживания багажа в 4 раза. Появится единая зона регистрации, досмотра и таможенного оформления пассажиров, что также позволить сократить время на эти процедуры. Наконец, создаются дополнительные места стоянок для воздушных судов, а также закупаются новые телескопические трапы для обслуживания широкофюзеляжных самолетов.
В будущем будет построена и вторая взлетно-посадочная полоса. Существующая находится в удовлетворительном состоянии, но когда-нибудь ее придется ремонтировать, и чтобы все это время аэропорт не был закрыт, и придется проложить вторую ВПП. Как мы помним, эпопея со второй полосой тянется уже давно: то обещали построить совместно с китайцами, потом от них отказались и обещали сделать своими силами, сейчас четких временных планов и вовсе нету. Дмитрий Шаликович затронул и тему скоростной электрички в аэропорт, - как мы помним, этот проект поручил разработать Президент Беларуси. Правда, специалисты говорят, что для окупаемости этой затеи необходим пассажиропоток в 4 миллиона человек в год.
Со временем в аэропорт Минск-2 переведут и авиаремонтный завод, который пока находится в аэропорту Минск-1 и занимает 35 гектаров (сам первый минский аэропорт – еще 150 га). В восьмидесятых годах БелПромПроект уже разработал проект переноса завода в Мачулищи, но переезд не состоялся. В 2007 году вроде бы всерьез взялись за обустройство Минск-Сити на месте аэропорта, компания "Итера" начала снимать плодородный слой почвы, но вскоре контракт с ней разорвали, и Минск-Сити снова оказался в подвешенном состоянии. Заместитель гендиректора по перспективному развитию Минского авиаремонтного завода Алексей Александрович Чистый рассказал, что из бюджета выделены деньги и заключен новый договор на проектирование. В национальном аэропорту Минск под ремонтный завод отведено 28 гектар территории, где будут построены помещения сразу для трех самолетов, в том числе там появится собственный покрасочный цех. В аэропорту Минск-1 продолжают работать 152 сотрудника, они обслуживают самолеты бизнес-авиации, а также борта, которые приземляются для прохождения ремонта.
Рейсы в Вильнюс и в Женеву
Национальная авиакомпания "Белавиа" собирается до конца года открыть рейс в Женеву, о котором много говорили в предыдущие годы. Также в планах – открытие сверхкороткого рейса в Вильнюс, но не для того, говорит гендиректор Анатолий Гусаров, чтобы отвозить белорусов в "Минск-3" (так в обиходе называют вильнюсский аэропорт) и пересаживать на лоукосты, а для литовских пассажиров, которые дальше собираются лететь из Минска в другие страны. И в этом есть большой смысл. Несмотря на присутствие в стране лоукостов, собственными авиакомпаниями Литва похвастаться не может: FlyLAL обанкротилась еще в 2009 году, а Air Lituanica начала работу только в мае этого года и летает лишь в 5 городов Европы. А попасть в Минский аэропорт пока что задача не из легких: сначала пройти таможенные досмотры на железнодорожном вокзале, которые уже который месяц вызывают жалобы пассажиров, затем два часа затратить на сам переезд, а потом еще как-то приехать в аэропорт. Время, как известно, деньги, так что не стоит сомневаться, что часть литовских транзитных пассажиров выберет именно авиарейс Вильнюс-Минск.
В этом году авиакомпания собирается перевезти полтора миллиона пассажиров (в прошлом году услугами компании воспользовались 1.284.201 пассажир), за 9 месяцев нынешнего года уже перевезено более миллиона трехсот тысяч человек. Повлияло на это открытие новых рейсов в этом году, например, Минск-Будапешт-Белград. По таким параметрам, как заполняемость кресел (последние три года – 70%), налет на списочный самолет в месяц (более 250 часов), рентабельность (чуть менее 5%), "Белавиа" соответствует серьезным европейским перевозчикам.
Сейчас парк авиакомпании составляют 21 воздушное судно: по 6 "Боингов"-737-500 и "737-300, 4 "Бомбардье"-CRJ-100/200LR, 3 "Тушки"-154М и 2 "Эмбраера"-175. В начале октября сообщалось о подписании контракта на поставку двух новых самолетов Embraer-195 LR, - один должен прибыть до начала хоккейного чемпионата, второй – в мае-июне. Кроме того, в ближайшее время ожидается принятие решения о приобретении самолета большой дальности Boeing-737-800, с которым можно будет, по словам Анатолия Гусарова, осуществлять рейсы в Дели и Пекин. Корреспондент OPEN.BY спросил, интересуют ли авиакомпанию современные китайские разработки – самолеты Comac ARJ21/C919, и не изменилось ли отношение к "Суперджетам"? Ранее представители авиакомпании заявляли, что эти самолеты компанию пока не привлекают. Анатолий Николаевич ответил следующее:
- Если говорить о "Суперджетах", то мы смотрим за этим проектом, и, возможно, они когда-нибудь появятся в составе флота "Белавиа". Но мы очень не торопимся, на наш взгляд, самолет еще недостаточно понятен с точки зрения эксплуатационных и экономических характеристик, надежности. К сожалению, по опыту эксплуатации этих самолетов другими компаниями мы видим, что у него достаточно много отказов. И поставки комплектующих взамен вышедших из строя занимают несколько дней, в случае с Boeing или Embraer эти вопросы решаются за сутки. Не рассматриваем мы сегодня ни китайские модели, ни японские [Анатолий Гусаров имеет в виду самолет Mitsubishi Regional Jet].
Накануне пресс-конференции директор Департамента по авиации Минтранса Владимир Костин рассказал, что турецкая компания AIC Group заявила о готовности совместно с белорусской стороной проработать вопрос создания новой авиакомпании в Беларуси. Помнится, несколько лет назад в нашей стране уже с помпой создавали авиакомпанию "Витавиа" с чешским капиталом, а в результате этот пузырь лопнул, так как инвестор перестал перечислять деньги авиазаводу в Чехии и персоналу в Витебске. Не окажется ли и этот проект очередным "пшиком"? Есть ли предпосылки для создания конкурента "Белавиа"?
- Конкуренция на рынке – всегда положительный момент, стимул к развитию. Другое дело – сможет ли эта авиакомпания сформироваться, на каких условиях, за счет каких ресурсов. "Белавиа" на месте не стоит, мы развиваемся, и конкурировать с нами вновь создаваемой авиакомпании будет непросто. Конкретный проект я комментировать не могу. Как идея – безусловно положительная. Но как оно будет на практике и что стоит за этим предложением – у меня нет информации.
Александр Лычавко, OPEN.BY