Долгострой платежом красен

Источник материала:  

В следующем году появление долгостроя будет приравниваться к чрезвычайной ситуации

Все объекты с превышением нормативных сроков строительства руководство страны держит под особым контролем и при необходимости принимает соответствующие меры. К сожалению, долгострои имеются в каждой области Беларуси, а также в столице, о чем свидетельствуют созданные в начале лета перечни с подробной информацией о каждом проблемном объекте с указанием срока ввода в эксплуатацию и контактной информацией ответственных за это лиц. Корреспондент “НГ” решила выяснить, каковы главные причины долгостроев и какие меры принимаются для полной ликвидации данного явления.

Нарушенные обязательства

Договор на строительство квартиры в жилом комплексе “Самоцветы”, который находится на пересечении столичных улиц Одоевского и Бельского, Наталья подписала с компанией “Антасам” еще в 2010 году. Первоначальная цена за квадратный метр на тот период была указана в эквиваленте 1200 долларов. Компания обязалась до конца года закончить строительство, которое подрядчики, сменяясь, вели до конца 2011 года. Тогда же дольщикам предложили, согласно допсоглашению, доплатить определенные суммы. Наталья, которая строит вместе с дочерью однокомнатную квартиру на 47 “квадратов”, кстати, с государственной поддержкой, внесла требуемые шесть тысяч долларов. “Нас уверили, что все материалы закуплены и для волнений нет причин, — вспоминает женщина. — Но в 2012 году после того, как была сдана первая секция дома, работы на стройке остановились”. Попытки повлиять на застройщика не принесли ощутимых результатов. “В этом году компания составила новое допсоглашение, по которому мы должны внести сумму, равную стоимости квартиры, — рассказывает Наталья. — Все были в шоке. И только благодаря слаженным действиям нашей инициативной группы, отстаиванию своих прав в разных инстанциях, мы были услышаны. На сегодняшний день руководство компании находится под следствием, строительство заморожено, и когда завершится эта эпопея, неизвестно. Мы исправно выплачиваем банку кредит, процент за него, а квартиры по факту не имеем. Нам только остается надеяться на  благополучный исход”.

В поисках решения

На одном из заседаний рабочей группы по проблемным вопросам в строительной отрасли под председательством главы Администрации Президента Андрея Кобякова была изучена и проанализирована ситуация с долгостроями, которая складывается к концу нынешнего года.

Из 307 проблемных домов в этом году планируется ввести в эксплуатацию 247. Пока же введено только 102.
Относительно нейтральная ситуация с долгостроями сложилась в Могилевской области, а самая сложная — в Витебской, Гомельской, Минской областях и белорусской столице.

В Минске к первому кварталу ставилась задача завершить строительство 38 проблемных домов, из них введены в эксплуатацию 24 дома и два пусковых комплекса, остальные 14 домов будут сданы до конца года, заверил заместитель председателя Мингорисполкома Андрей Галь.

“Долгострои возникают из-за несвоевременного финансирования. Заказчикам следует активнее работать с членами ЖСПК, дольщиками, чтобы они вовремя вносили деньги, открывали кредитные линии в банках, тогда и стройки не будут простаивать, — считает начальник главного управления строительства Минстройархитектуры Беларуси Олег Мозго. — Строительная организация должна иметь резервы, чтобы в случае форс-мажора самостоятельно достроить дом и затем не спеша распродать квартиры. Нельзя допускать к возведению домов недобросовестные, маленькие, малоопытные фирмы.

Баланс интересов

Еще один скандально известный дом находится в столичном микрорайоне Каменная Горка по адресу улица Притыцкого, 97. Теперь там ведется очередная проверка в отношении правомерности действий застройщика ЗАО “Террастройинвест”. Многие наверняка помнят громкую историю, когда ранее из-за фирмы-двойника было обмануто около 550 дольщиков. “Проверка, начатая в августе, должна была закончиться 18 октября, но ее срок продлен еще на два месяца, — пояснил один из руководителей ЗАО “Террастройинвест” Александр Панин. — Все документы изъяты, строительство заморожено, оставшимся сотрудникам не выплачивается зарплата уже в течение двух месяцев”.

На сегодняшний день сдано шесть секций, осталось достроить четыре, с седьмой по десятую. Кстати, на двадцать квартир данного дома до сих пор не нашлось покупателей. “Должным образом не проведено благоустройство, отсутствует детская площадка, не хватает мест для стоянок автомобилей, — отмечает председатель товарищества собственников Галина. — Жильцы проинформировали меня о том, что администрация Фрунзенского района распорядилась передать проблемный дом ГПО “Минскстрой”.

— Злополучный дом на улице Притыцкого находится на вашем балансе? — спрашиваю у одного из руководителей ГПО “Минскстрой”.

— Нет, — услышала в ответ. — Поймите, передача строительного объекта — это сложная юридическая процедура, одного намерения, решения администрации района недостаточно. Надо, чтобы ЗАО “Террастройинвест” само было согласно передать нам объект, их бухгалтер подготовил нам подробный материальный отчет, составил акт передачи.  Чтобы достроить данный дом, по состоянию на июль нынешнего года требовалось 65 миллиардов рублей. Сейчас эта сумма подросла. Естественно, возникает вопрос: где взять средства? У жильцов максимум можно сейчас попросить 10—15 миллиардов рублей. Решение вопроса я вижу в следующем: срочно, не теряя времени на выяснения отношений, передать нам этот дом, выделить площадку или даже две под новое строительство.

Всё решаемо!

Лучше, чем в других регионах страны, обстоят дела в Брестской и Гродненской областях.

“У нас нет больших проблем с долгостроями, — поделился информацией председатель комитета по строительству и архитектуре Гродненского облисполкома Михаил Петух. — В перечне у нас значилось 24 объекта. С июня по сентябрь был сдан в эксплуатацию 21 дом. Осталось три: Скидель (планируем сдать в октябре), Слоним (октябрь) и Новогрудок (декабрь). Эти дома не вызывают никаких опасений, так как у них высокая степень готовности. На нашем строительном рынке работает около двадцати проверенных государственных строительных организаций. Как правило, у нас нет домов, которые бы строились два-три года. Если и есть превышение нормативных сроков, то непродолжительное, около трех месяцев. Деньги застройщиков не попадают в случайные руки. Нам хватило истории с частной строительной фирмой “Консента”. Дважды в составе комиссии мы объезжаем проблемные дома, райисполкомы периодически высылают нам фотографии, по которым мы отслеживаем готовность объектов, проводим заседание — на местах должны знать, что их деятельность подконтрольна. Проблемы, конечно, есть, но все они решаемы”.

Проблемный дом — это ЧП

Основными причинами возникновения долгостроев, по мнению губернаторов, присутствовавших на заседании группы по проблемным вопросам в строительной отрасли, стали сбои в финансировании, а также слабость некоторых подрядных организаций, которые, не рассчитав свои силы, взялись за работу. Теперь перед местными властями ставится еще одна задача — не допустить возникновения новых проблемных домов. “Нужно, чтобы в первой половине будущего года мы вышли на уровень, когда появление проблемного дома в строительстве жилья приравнивается к ЧП. Мы должны прийти к тому, чтобы этих проблемных домов не было вообще, для этого нужно последовательно и неуклонно принимать все меры по сокращению их количества”, — пояснил Андрей Кобяков.

Для того, чтобы дома сдавались в срок, планируется приложить максимум усилий для совершенствования строительной отрасли в стране, организовать на местах соответствующую работу, а также контролировать деятельность застройщиков, которые не выполняют свои обязательства в срок.

←В тесноте да в обиде

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика