Пройдет ли толерантность белорусов проверку массовой миграцией?

Источник материала:  
27.10.2013 12:06 — Новости Общества

Волнения в московском районе Бирюлево, начавшиеся после убийства 25-летнего Егора Щербакова предположительно мигрантом из Азербайджана, показали, что для России межнациональная рознь становится все более серьезной проблемой. Возможны ли подобные конфликты в Беларуси?


Лукашенко считает, что стране нужно больше мигрантов

Пройдет ли толерантность белорусов проверку массовой миграцией?На пресс-конференции для представителей российских СМИ 11 октября Александр Лукашенко заявил, что Беларуси необходимо в два раза больше населения, чем сейчас.

«Нам надо не 10 млн. человек, нам надо 20, — сказал он. — Мы сможем их запросто прокормить. У нас больше 80% сельхозпродукции экспортируется. Поэтому если русский человек, россиянин захочет к нам приехать из любого региона, милости просим, мы это будем только приветствовать».

При этом глава государства подчеркнул, что проблема неконтролируемой миграции, когда страну массово наводняют приезжие, перед Беларусью не стоит. «Мы контролируем прямо на въезде: чего приехал? Говорит, хочу работать. Хорошо, как ты хочешь работать? Отвечает. Есть небольшое количество, которое работает на стройке, но это еще если возьмут», — отметил Лукашенко.

По его словам, он ежемесячно подписывает указы о предоставлении гражданства, вида на жительство в Беларуси и видит, что в страну часто приезжают семьи из Таджикистана и Узбекистана.

«Приезжают семьями, с детишками, в основном в сельскую местность, просят земли, — рассказал он. — Да ради бога, нам это выгодно. Очень многим предоставляем такую возможность, они селятся, становятся частниками, фермерами, занимаются производством. Довольные, благодарят нас. Это лучшие пропагандисты среди нас — люди приехавшие оттуда, где сложно».

Однако недавние беспорядки в московском районе Западное Бирюлево, явно подогретые мотивом межнациональной розни, стали мрачным фоном для подобных заявлений Лукашенко и продемонстрировали, что большой приток мигрантов может принести не только выгоду, но и ряд серьезных проблем. Стоит ли опасаться повторения московских событий в Беларуси?


Социология показывает, что проблемы возможны

Политический аналитик Юрий Дракохруст в интервью БелаПАН отметил, что белорусы «в известной степени, конечно, толерантны, ничего подобного Бирюлеву в Беларуси не наблюдалось и не наблюдается».

При этом он отмечает, что несколько лет назад Независимый институт социальных и политических исследований (НИСЭПИ, Литва) в одном из опросов оценивал так называемую социальную дистанцию.

«Результаты показывают, что у белорусов есть большие различия в отношении к разным этносам. Если русские и украинцы очень близки, то африканцы, арабы, кавказцы для белорусов находятся на большой дистанции. Значительная часть белорусов готова их терпеть только как жителей страны, в том смысле, что «живите, но только не в нашем городе, подальше от нас», — подчеркнул Дракохруст.

И это, по его мнению, потенциал для возможных проблем в будущем. «Нельзя сказать, что из этого обязательно следует, что могут быть погромы. Но, по меньшей мере, из этой дистанции следует восприятие, что «эти люди нам чужие», — подчеркнул собеседник.

Кроме того, отмечает он, у белорусов, в отличие от россиян, нет многовекового опыта жизни бок о бок с большими мусульманскими общинами.

«Если представить себе, что в Беларуси вдруг по какой-то причине быстро растет мусульманская община, причем за счет приезжих, или, скажем, конфуцианская община, то это вопросительный знак, что будет. По крайней мере, опыта сожительства с такими общинами у белорусов нет. А опыт приобретается путем трений», — подчеркнул Дракохруст.

При этом заявления Лукашенко о желании двукратно увеличить население страны, в том числе за счет мигрантов, Дракохруст охарактеризовал как, «мягко говоря, перебор». Аналитик напомнил, что по официальным данным в 2012 году в Беларусь переехали 18 тысяч, в 2011-м — 15 тысяч, в 2010-м — 12 тысяч человек.


Из других стран сюда не особо рвутся

В свою очередь политолог Валерий Карбалевич отмечает, что и особых причин переезжать в Беларусь у потенциальных мигрантов пока нет.

«Беларусь пока не вписалась в процесс глобализации. Здесь достаточно жесткое миграционное законодательство. Экономический уровень развития недостаточен для того, чтобы сюда ехали мигранты на заработки. Им лучше ехать в Россию или Европу», — отметил Карбалевич в интервью БелаПАН.

Можно много говорить о перспективах привлечения мигрантов, подчеркнул собеседник, но планы и реальность — это разные вещи.

Однако Юрий Дракохруст полагает, что мотив, заставляющий Лукашенко говорить о необходимости увеличить приток мигрантов, понять можно.

«Беларусь, как и Европа, где постоянно растет количество мигрантов, стареет, здесь низкая рождаемость, с каждым годом работающий житель должен обеспечивать все большее количество пенсионеров, — отметил собеседник. — В стратегическом плане трудно сказать, что Лукашенко так уж сильно ошибается, по крайней мере Беларусь оказывается перед той же дилеммой, перед которой стоит вся Европа».

Аналитик добавляет: «Это парадоксально, но в данном случае Лукашенко, который с Европой враждует и говорит, что это чужая нам земля, рассуждает как типичный брюссельский еврократ — что от мигрантов радости большой нет, но без них не обеспечить рост экономики».

Стоит отметить, что некоторые российские комментаторы, говоря о причинах погромов в Бирюлеве, указывали, что проблема не столько в самих мигрантах, сколько в коррумпированности местных властей и полиции, которые никак не реагировали на существующие в районе проблемы.

«В Москве проблема в том, что местная власть никак не реагировала на неконтролируемый приток мигрантов с Кавказа, — говорит Карбалевич. — В Беларуси этот процесс достаточно жестко регулируется на сегодняшний день. Не думаю, что тут могут появиться какие-то не контролируемые властью контингенты иностранцев».

При этом он подчеркивает, что в Беларусь мигрантов привлекают государственные, а не частные структуры. «А госструктуры достаточно жестко регулируются и соблюдают правила, — отмечает эксперт. — Пока это (ситуация, как в Бирюлеве. — Т.К.) для Беларуси неактуально. И я не вижу, как это может стать актуальным в ближайшее время, потому что экономическое развитие замедляется, а значит, все процессы замедляются. И, собственно говоря, что делать иностранным рабочим в этой ситуации?».

Юрий Дракохруст отмечает: причина произошедшего в Бирюлеве и в том, что кавказские общины в ряде мест России очень многочисленны и довольно агрессивны, «полиция просто не хочет связываться с ними».

В Беларуси же, подчеркивает собеседник, таких больших и агрессивных общин нет, а система власти более централизованная.

«Известная жесткость правоохранительных органов имеется и всем известна, — сказал Дракохруст. — Проблема коррупции правоохранительных органов свойственна Беларуси в меньшей степени, чем России. В этом смысле можно говорить о том, что если ситуация изменится, предположим, произойдут какие-то демократические изменения, то не факт, что степень управляемости полиции и степень ее некоррумпированности повысится».


Пока не было серьезных вызовов

Оба аналитика также не видят серьезных причин для возникновения конфликтов в случае, если в Беларусь в связи со строительством в Минской области Белорусско-китайского индустриального парка прибудут трудовые мигранты из Китая. Хотя появлявшуюся в СМИ информацию о том, что может приехать до 600 тысяч китайцев, Дракохруст назвал сказкой.

«Столько не приедет, — уверен он. — А если говорить об опросах, то отношение белорусов к азиатам тоже не очень хорошее, но все же лучше, чем к кавказцам. Надо сказать, что именно эти конфуцианские народы немного по-другому себя ведут. Они в основном живут внутри своих общин, не очень агрессивные. По крайней мере, внешне они в большей степени склонны принимать правила игры, установленные коренным населением».

Карбалевич же отмечает, что в целом Белорусско-китайский индустриальный парк — это «пока, опять же, планы».

«Пока непонятно, много ли им заинтересуется китайских фирм и почему они должны тут заинтересоваться, потому что непонятен экономический статус этого парка в связи со вступлением Беларуси в Евразийский экономический союз. А там предполагается, что все такие свободные экономические анклавы закрываются. Опять же, планируются вступить в ВТО, где также такие офшоры не приветствуются. Приедут ли китайцы в таких больших количествах, пока непонятно», — говорит Карбалевич.

В целом же, отмечает он, пресловутая белорусская толерантность — это «в значительной степени миф».

«Толерантное общество и граждане не будут поддерживать президента, который в течение 20 лет ведет войну со всеми соседями — и дальними, и ближними. Белорусская внешняя политика — это постоянные конфликты и скандалы. По крайней мере, половина граждан Беларуси этого президента поддерживают. Поэтому говорить о толерантности белорусов в этом смысле не приходится», — считает политолог.

Если же говорить о толерантности в отношении людей другой национальности или религии, то в какой-то мере «это действительно существует, есть определенные традиции».

«К тому же Беларусь достаточно атеистическая страна, фанатично верующих у нас не слишком много, люди достаточно снисходительно относятся к представителям других религий», — сказал Карбалевич.

Но говорить о реакции белорусов на представителей совсем другой культуры, в большом количестве появляющихся где-то рядом, ныне сложно, так как пока не было такого прецедента.

«Но, например, реакцию пользователей социальных сетей на информацию о возможном приезде мигрантов не назовешь толерантной. Мы просто не знаем, насколько будут толерантны белорусы», — резюмировал Карбалевич.



Татьяна КОРОВЕНКОВА
←Многие белорусы считают правозащитников частью оппозиции

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика