«Безразличие голосует ногами»
— Внесение серьезных изменений и дополнений в избирательное законодательство воспринимается в обществе, Николай Иванович, настороженно и не всегда однозначно. Подготовленный документ, в частности, предусматривает, что выборы депутатов Палаты представителей будут проходить в один тур, а результаты определяться по принципу относительного большинства. Такой подход, конечно же, сокращает затраты сил и средств на проведение кампании, что немаловажно в наших экономических реалиях. Но обеспечит ли он истинное волеизъявление всех граждан и равные условия кандидатам в предвыборной гонке?
— Система относительного большинства у нас применялась во время двух последних кампаний по выборам депутатов местных Советов. В крупных городах, как, например, в Минске, на округ часто приходится 5—6, а то и 10 претендентов. С первого тура набрать более 50 процентов голосов при таком раскладе весьма сложно. Граждане же, как показывает практика, к проведению повторного голосования относятся довольно скептически. Мы, мол, уже сделали свое волеизъявление, а вы предлагаете снова оставаться в выходные в городе. Поэтому в законопроект и внесена норма, согласно которой кандидат становится депутатом Палаты представителей, если набирает относительное большинство голосов в первом туре.
Последняя парламентская кампания показала, что среди претендентов на мандат всегда есть явный лидер. Обычно он и побеждает во втором туре. Но одно дело проводить общенациональную избирательную кампанию, и совсем другое организовывать ее повторно в отдельно взятом округе. Нужны дополнительные организационные и материальные ресурсы.
— А не случится ли у нас так, как это произошло с сентябрьскими выборами мэра Москвы. К урнам пришло там лишь 30 процентов избирателей от общего числа. Сергей Собянин получил у них 51,37 процента голосов и сохранил пост градоначальника. Кандидата поддержали 15 процентов избирателей, голоса которых выдали за волеизъявление всех москвичей.
— Подобная ситуация вряд ли повторится по новым правилам. Ведь выборы депутата в Палату представителей будут считаться состоявшимися лишь в том случае, если на участки придет более 50 процентов избирателей. Между тем явка на парламентских выборах в среднем по республике обычно составляет около 70 процентов. Таким образом, кандидат, получивший относительное большинство голосов, будет иметь широкую поддержку электората.
Возможно, позднее определенные проблемы с явкой возникнут в крупных городах, тогда мы вернемся к их разрешению. Пока же, еще раз подчеркну, дуть на холодную воду, чтобы не обжечься, не стоит.
Что же касается московских выборов, то я бы не стал их сильно критиковать. Теоретически мажоритарная система относительного большинства не предполагает наличие ни порога явки, ни конкретного порога голосов, чтобы стать победителем. И, видимо, это не так уж и плохо. В Москве наиболее активные силы приняли участие в голосовании. Другие же отнеслись к нему с безразличием. Они, как говорится, проголосовали ногами, то есть не пришли на участки.
— Госдума России, Николай Иванович, готовит сейчас ко второму чтению законопроект, который предполагает замену существующей пропорциональной системы избрания депутатов (то есть только от партий) на пропорционально-мажоритарную. Согласно ей, половина депутатов будет избираться по партийным спискам, а половина — по одномандатным округам. В России, как видим, возвращаются к смешанной системе выборов. А ведь у нас многие ратуют именно за голосование по партийным спискам?
— На эту проблему существуют различные точки зрения. Даже среди членов нашего Центризбиркома нет единого мнения. Сторонники пропорциональной системы отмечают такое ее преимущество, как выдвижение в качестве депутатов уже сформировавшихся политиков. В отличие от мажоритарного выбора, который существует сейчас у нас, при выдвижении по партийным спискам в числе претендентов не появятся люди, которые не имеют представления о законотворческой работе, а порой и в жизни ничего не достигшие — безработные или просто-напросто не пользующиеся авторитетом даже у соседей.
Что касается лично меня, то остаюсь давним приверженцем избрания депутатов по одномандатным округам. Считаю, что при мажоритарной системе положительных моментов значительно больше. Во-первых, избиратель при желании может познакомиться с личностью каждого кандидата. Узнать вехи его биографии, изучить программу, посмотреть ему реально в глаза и спросить, выполнит ли он наказы граждан, став депутатом. Во-вторых, каждый народный избранник в нашем случае на протяжении четырех лет не порывает связей с округом, постоянно доказывает не на словах, а на деле свою приверженность интересам конкретных избирателей.
Наша система простая и понятная. В бюллетень, к примеру, внесено 5 кандидатур. Ты отдаешь свой голос за импонирующего тебе претендента. Даже если тот не проходит, то избиратель всегда может узнать имя избранного депутата и обратиться к нему со своими проблемами.
Голосование же по партийным спискам делает наш выбор фактически обезличенным. В лучшем случае народ отдает предпочтение тому или иному лидеру партии. Кого именно приведет с собой в Госдуму России Геннадий Зюганов или Владимир Жириновский, никто не знает. Претенденты там вынуждены доказывать преданность партийному лидеру, а не интересам избирателей.
— Внесение поправок в белорусское избирательное законодательство предусматривает отказ от бюджетного финансирования кандидатов на агитационные расходы. Средства, согласно законопроекту, должны будут передаваться местным территориальным и окружным избиркомам, чтобы они печатали необходимые материалы. Это серьезно увеличивает нагрузку на комиссии. И можно ли при таком коллективном подходе отразить личностные черты кандидата как человека?
— Практика показала, что листовки в основном выпускаются во время президентских и парламентских выборов. Случается, что группы поддержки кандидатов срывают и уничтожают наглядную агитацию соперников. При подобной войне у избирателя часто нет четкой ясности, сколько человек баллотируется в округе и что они собой представляют. На уровне местных Советов, особенно районных, поселковых и сельских, претенденты порой вообще не используют выделяемые средства и не печатают листовок. В то же время граждане нередко жалуются, что они узнают сведения о кандидатах лишь в день самих выборов. Поэтому предлагается, чтобы буклеты о претендентах печатали местные избиркомы и заранее рассылали вместе с приглашениями посетить участок для голосования.
Несомненно, кто-то из кандидатов захочет лично обратиться к электорату, найти какие-то теплые душевные слова, чтобы убедить людей в искренности своих намерений. Для этого проект поправок предусматривает право кандидатов всех уровней на формирование избирательного фонда. У парламентских претендентов он может составлять до 1000 базовых величин, в областном Совете — до 30, в районном, поселковом и сельском — до 10 базовых величин. Причем, если раньше сумма личных сбережений, вносимая кандидатом в избирательный фонд, ограничивалась, то сейчас его можно полностью формировать из собственных средств. Сохраняются и такие государственные гарантии, как участие в теледебатах, предоставление бесплатной газетной площади и бесплатного помещения для встреч с избирателями.
На президентских выборах размер личного фонда кандидата будет увеличен с трех до девяти тысяч базовых величин. При этом формировать его можно будет не после регистрации кандидата, а с момента регистрации его инициативной группы.
— Насколько мне известно, претерпит изменения и сама система комиссий по выборам депутатов Палаты представителей. К Центризбиркому, окружным и участковым комиссиям добавятся Минская городская и областные.
— Совершенно верно, областное звено является основным в проведении любой избирательной кампании. У нас есть областные комиссии по выборам Президента и местных Советов. А вот во время парламентской гонки сложилась трехступенчатая система: участковые комиссии замыкаются в окружные, а те, в свою очередь, выходят на Центризбирком. Во время выборов депутатов Палаты представителей мы в Минске решали спорные вопросы по регистрации инициативных групп и кандидатов, принимали санкции к проштрафившимся. Где-то в округе возникала конфликтная ситуация, а нам в столице приходилось ее разбирать. Центризбирком порой просто не мог оперативно решать накопившиеся проблемы. Теперь все они будут рассматриваться в окружных комиссиях, и если заявитель не согласен с их вердиктом, то обжаловать принятое решение сможет в областной комиссии или в областном суде. То есть при разборе жалоб и заявлений областные звенья подменят Центризбирком и Верховный суд.
Важен еще и такой нюанс. На предыдущих президентских и парламентских выборах у нас в Центризбиркоме работали члены с правом совещательного голоса, направленные в первом случае зарегистрированными кандидатами на высший пост в стране, во втором — партиями, выдвинувшими своих претендентов в Палату представителей. Сейчас предлагается сделать процесс более открытым и демократичным. В законопроекте, в частности, прописано, что в Центризбиркоме сохраняется членство с правом совещательного голоса лишь на президентских выборах, поскольку именно этот орган регистрирует кандидатов. Партии же будут направлять своих представителей в окружные комиссии, где проходит регистрация претендентов на депутатские кресла в парламенте.
— Какие еще позитивные изменения можно отметить в новом законопроекте?
— Хочу подчеркнуть, что все новшества в избирательное законодательство вносятся не ради теоретического совершенствования правовых актов, а подсказаны реальной жизнью. Мы анализируем проведение предыдущих кампаний и видим, что в избирательном праве, как и в любой сфере юриспруденции, есть определенные пробелы, которыми порой пользуются недобросовестные граждане. У нас бывали случаи, когда руководитель партии являлся как кандидатом, так и доверенным лицом еще у девяти человек, от лица которых выступал в дебатах. Такое поведение политиков создавало неравные условия в предвыборной гонке. Поэтому законопроект предусматривает запрет на то, чтобы кандидат в депутаты являлся одновременно и доверенным лицом.
Или другой случай. На прошлых выборах у нас решил баллотироваться в парламент человек, который имел две судимости. В первый раз он сел в тюрьму за угон автотранспорта, во второй, видимо, став умнее, — за скупку и продажу краденого. Перед выборами, вступив в движение «Говори правду!», надумал посидеть еще и в Овальном зале. По закону, ранее имевшаяся судимость у гражданина не лишает его права участвовать в выборах в качестве кандидата. Но нельзя утаивать подобные факты от избирателей. Поэтому в законопроект внесена норма, предусматривающая указание в биографической справке сведений о ранее имевшейся судимости претендента на выборную должность. Избирательные комиссии, в свою очередь, будут обязаны донести этот факт до избирателей. Речь, конечно, идет о погашенных либо снятых судимостях.
Кандидаты должны будут также указывать в декларациях источники средств существования, если у них нет постоянной работы. Сидишь на шее у жены и тещи или проедаешь деньги, получаемые от Запада на демократизацию в Беларуси, будь добр, сообщи об этом избирателям.
При проведении избирательных кампаний в законопроекте предусмотрен запрет на совершение действий, побуждающих к срыву, отмене или переносу срока выборов. Документ также ограничивает круг лиц, имеющих право подавать заявления о повторном подсчете голосов. Сейчас этот перечень не определен. В проекте предлагается предоставить такое право только кандидатам, а также избирательным комиссиям. Устанавливается и предельный 10-дневный срок подачи обращений о нарушении избирательного законодательства после проведения выборов или референдума.
— По словам парламентариев, Николай Иванович, законопроект хорошо им знаком, поскольку изучался на стадии подготовки в течение года. Теперь профильные комиссии активно работают над поправками. Хочется надеяться, что все предложения по совершенствованию избирательного законодательства будут учтены. Спасибо за содержательную беседу!
Олег КАМИНСКИЙ, «БН»