“Калі ласка, у нашу хату!”

Источник материала:  

Не одно столетие типичным жилищем большинства белорусов была сложенная из бревен незамысловатая, но многофункциональная пятистенка

Родина для каждого из нас начинается с родного дома. Урбанизация сделала свое дело, и понятие “дом” сузилось для многих до квартиры в безликой многоэтажке. Но даже в глазах закоренелых горожан появляется теплый свет при воспоминании об обычном деревянном деревенском доме, в котором кто-то из них родился, а кто-то гостил у родственников. Да и сегодня в Беларуси есть еще немало таких хат. И как бы их не перестраивали, зачастую сохраняются классические элементы, выверенные вековыми традициями. Перекочевывает в новую жизнь всевозможная хозяйственно-бытовая утварь. Иначе и быть не может, поскольку это часть национальной культуры, наш “генетический цемент”.

В пяти стенах

На протяжении многих веков для белоруса дом и его окружение были “дзядзінцам” (тем, что осталось от предков-“дзядоў”), а также “дзяцінцам” (местом, где прошло детство). Не случайно место под строительство дома выбиралось очень тщательно.

Планировку жилища, его интерьер, декоративное оформление изначально формировал сельский уклад жизни. В Беларуси наиболее распространенным типом жилья для крестьян среднего достатка была хата-пятистенка. Четыре стены образовывали прямоугольник, а пятая, поперечная, делила дом на две половины. В свою очередь каждая половина, как правило, тоже разделялась на две части.

Пять главных стен сруба были сложены из толстых круглых или брусковых бревен. Нижний венец сруба (“падваліну”) раньше укладывали непосредственно на землю, позже — на камни или фундамент. “Падваліна” была толще остальных бревен сруба. Кроме того, она выполняла функцию порога при входе в сени.

Крыша — двухскатная. Долгое время ее покрывали соломой, а после — тонкими дощечками (“дранкамі”).

Входные двери были довольно широкими. Они имели “клямку”, изредка закрывались со стороны двора на простенький замок. Небольшой ключик прятали над дверной рамой или в небольшом окошке между бревнами боковой стены. Такое окошко в ненастье можно было прикрыть со стороны сеней, а в хорошую погоду оно способствовало вентиляции.

Двери в хату были мощными, на них, как и на входных, была клямка.

Внутри дома из тонких досок сооружались перегородки с дверными проемами. Обычно такая хата включала также “сені” и “камору”. Существовало еще и “гарышча”, на которое попадали из сеней с помощью “драбін” — приставной лестницы.

“Плясали” от печки

Говоря об основных компонентах пространственной среды деревенского дома конца ХIХ — начала ХХ века, следует отметить, что здесь было важно все: деление на зоны, размещение мебели, расположение в соответствии с функциональным назначением различных предметов. Планировка была рациональной, а каждое место в доме имело определенное предназначение, не было ничего непродуманного.

В жилом пространстве осью ориентации была диагональ “красный угол — печь”. Самым почетным местом, безусловно, считался красный угол (“чырвоны кут”). Здесь стоял стол, в углу висели иконы, на прилегающей стене — портреты близких. За этим столом проходили семейные трапезы. “Стаіць сасна, на сасне лён, на льне жыта” — как много смысла заключено в этой народной загадке о трех атрибутах красного угла: стол, скатерть и хлеб.

Диагональная ориентация внутреннего пространства обусловила и несимметричное размещение оконных проемов.

В традиционном крестьянском жилище печь занимала около четверти пространства. Это определяло функциональность интерьера в целом. Печь была главным оберегом дома, согревала, кормила, служила местом отдыха. Около печи давали клятвы, заключали договоры. Рядом находилась лавочка-“услон”, на которой стояла дежа с закваской для выпечки хлеба — одного из главных продуктов питания. Хлопотали возле печи женщины, поэтому этот уголок называли “бабін кут”.

Своих рук дело

Зачастую в доме находились предметы, навыки создания которых передавались и совершенствовались из поколения в поколение. Вот еще одна народная загадка: “Быў я на копцы, быў я на топцы, быў на скрыжалі, быў на пажары, на базары пастаяў — людзей карміць пачаў”. В этой загадке “зашифрован” процесс изготовления горшка (“сагана”): добыча глины, подготовка материала (размешивание), создание формы на гончарном круге, обжиг в печи, продажа на базаре...

Большое количество предметов в доме относилось к гончарному промыслу, прежде всего — посуда. Существует много способов обработки глины и множество изделий из нее: посуда для хранения и транспортирования продуктов (“гладышы”, “збанкі”, “глякі”, “спарышы”), столовая посуда (“міскі”, “паўміскі”, “кубкі”), декоративная керамика (“букетнікі”, “дэкаратыўныя талеркі”) и т. д. Разнообразие и богатство декоративно-художественных приемов, неповторимость форм керамики по сей день сохраняются в центрах традиционных ремесел, им продлевают жизнь народные умельцы.

Белорусская народная резьба по дереву не отличалась особой выразительной декоративностью. Простые люди больше всего ценили практичность и функциональность, декор только дополнял удобную форму изделия. Резьба по дереву распространена главным образом в виде украшения деревенских хат по фронтонам, наличникам окон, крылечкам.

Плетеные изделия известны на белорусской земле со времен неолита — их следы отбились на глине, в земле сохранились остатки сплетенных из лыка сетей. Плетеные предметы были удобны, их делали с помощью самых простых инструментов.

Одним из самых распространенных видов белорусского народного творчества является ткачество, а неотъемлемая часть многих тканых вещей — вышивка.

Живые традиции

Погружаясь в мир крестьянского дома, прежде всего обращаешь внимание на предметы и вещи, материально существующие в пространстве в определенный временной период и относящиеся к материальной культуре. Но рядом с материальным, тесно переплетаясь, существует выработанная коллективным разумом система трудовых навыков, народных знаний, традиций, обычаев, которые связаны с хозяйственной, социальной и семейной жизнью человека. Все это составляющие духовной культуры, передающейся от поколения поколению через рассказ или показ, формы воспитания.

Надеемся, что эта статья станет подсказкой для поиска собственных решений, которые послужат основой для дальнейшей созидательной деятельности, имеющей духовное наполнение. Возможно, созданное в сотрудничестве с близкими людьми пространство вашего дома будет носить рукотворный характер: трогательный и теплый, немного архаический и в чем-то наивный. Это позволит придать образу современного дома то особенное, что окрашено функциональным назначением и символическим значением. И тогда вы, приглашая гостей в дом, с радостью скажете: “Калі ласка, у нашу хату!”.

Розалия ТУФКРЕО, методист Национального института образования

С более подробным описанием белорусской хаты вы можете ознакомиться в октябрьском номере журнала  “Родная прырода”

←Четыре мифа о кофе

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика