Наука — это увлечение, а семья — смысл жизни

Источник материала:  

Профессор фармакологии Михаил КЕВРА рассказал о своих первых операциях, о траве, которая заставила пойти в науку, и об умении печь пироги

Доктор медицинских наук, профессор Белорусского государственного медицинского университета Михаил Константинович Кевра 7 ноября отметит свой 70-летний юбилей. Этот уважаемый коллегами и пациентами ученый создал в Беларуси школу клинической фармакологии и всю жизнь посвятил изучению действия лекарств на организм человека. Благодаря своим знаниям и большому клиническому опыту спас сотни больных людей, организм которых не переносил многие лекарственные препараты. К Михаилу Константиновичу и сегодня едут десятки пациентов со всей страны. И профессор Кевра никогда никому не отказывает в помощи.

Преграды созданы, чтобы их преодолевать

— Хотя рос я в обычной крестьянской семье, а жили мы тогда в Ивьевском районе, почему-то с детства знал, что буду врачом. После школы решил поступать в Ленинградскую военно-медицинскую академию. Успешно прошел все комиссии, но направление на учебу так и не получил. Потом узнал, что дорогу мне перебежал сын одного влиятельного человека. Я подал документы в Гродненский мединститут. Успешно сдал экзамены, набрал 17 баллов. И был просто уверен, что стану студентом. Ведь некоторые мои знакомые ребята получили скромные 13 баллов и были зачислены в институт. Однако в списках поступивших меня почему-то не оказалось. Такая вот справедливость! Я возмутился и пошел к ректору. Он как хороший психолог сразу предложил дать согласие на зачисление в Киевский мединститут. Но я отказался, после чего ректор недовольно заметил: “Вы слишком самоуверенный молодой человек!” В письме, присланном из Гродненского мединститута, было сказано, что я не прошел... по конкурсу.

— Расстроились?

— Вовсе нет. Пошел работать вначале помощником моториста — крутил на селе кино, а после заведующим избой-читальней. Времени для подготовки было много, и я был уверен, что через год поступлю в Минский мединститут. Так и случилось, хотя конкурс в тот год был огромный.

— Откуда такая уверенность?

— Я всегда дружил с ребятами постарше, поэтому и в среднюю школу отправился за ними первого сентября, хотя тогда мне не было и шести лет. Учительница спросила: зачем пришел? Я ей: учиться. Мой отец попросил тогда педагога: пусть, мол, походит, скоро все равно надоест. Поэтому поначалу меня никто всерьез не воспринимал. Да и я, признаться, не понимал, чего требует от меня учительница, когда говорит о свободном уголке при написании букв. Какой уголок, если в тетрадке не было косых линеек?

— Почерк-то у вас теперь хороший?

— Нет, наверное, сказалось то, что в тетрадке отсутствовали косые линейки (смеется). Однако после первого класса меня все-таки похвалили за успехи в учебе и поставили в пример ребятам, которые на три-четыре года были старше меня.

Хотелось чего-то большего

— Поступая в вуз, вы, наверное, видели себя в будущем хирургом?

— В хирурги я никогда не рвался, а хотел быть только врачом-терапевтом. До этого прочитал много книг о практике земских докторов и хорошо представлял, чем придется заниматься в сельской больнице. Все годы учебы в вузе набирался практического опыта в 4-й городской клинической больнице Минска. Вначале работал санитаром-”носильщиком”, потом на должности медбрата. Здесь под руководством опытных хирургов, прошедших войну, делал свои первые шаги в хирургии. Помню, выходим всей группой после экзамена в коридор, а ко мне подбегает маленькая девочка с букетом, протягивает цветы и говорит: спасибо, доктор! Этого ребенка я прооперировал незадолго до экзамена.

К окончанию вуза, когда у многих моих однокурсников еще не было выполненных операций, у меня были уже десятки. Но хотелось чего-то большего.

— И вы, как говорят, пошли в науку?

— Я приобщился к науке будучи студентом второго курса. Тогда я впервые услышал профессора Константина Станиславовича Шадурского, который был заведующим кафедрой фармакологии и проректором мединститута по науке. И загорелся идеей заняться исследовательской работой в студенческом научном кружке.

Помню, на втором курсе мы поехали на картошку. Там мой однокурсник пошел ловить рыбу и случайно наступил в воде на разбитую трехлитровую банку. Открылось кровотечение. Все растерялись, стали искать бинт. Ни у кого не оказалось. С нами тогда была женщина, которая вела учет проделанной работы. Она быстро нарвала тысячелистника. Растерла листья в ладонях и приложила к ране моего однокурсника. Мы стали говорить, мол, грязными руками нельзя, в рану попадет инфекция, но женщина на наши замечания лишь махнула рукой. Но на наших глазах кровотечение остановилось. Тогда меня так поразило действие травы, что в разговоре с профессором я вспомнил этот случай и сказал, что хотел бы изучить свойства тысячелистника. Профессор предложил почитать литературу об этой траве и сделать конспект. Однокурсники бегали на свидания, а я конспектировал. Мне было очень интересно. 

За годы учебы у меня было двенадцать научных публикаций. Мне всегда нравилось учиться, познавать новое. Например, при изучении фармакологии дозировки лекарств просто “заедали” тогда студентов, а меня можно было среди ночи разбудить, и я, как по учебнику, мог ответить на поставленные вопросы. И этот интерес не угас до сих пор.

И направили на село

— Знаю, что, будучи студентом, вы увлеченно читали и иностранную литературу.

— Я тогда неплохо знал немецкий. И в годы учебы выписывал медицинский еженедельник из Германии. Однажды прочитал, как лечат бородавки, у нас тогда этим никто не занимался. На шестом курсе мы поехали на картошку. Среди нас оказалась студентка с потенциально опасной бородавкой на лице, которая могла переродиться в злокачественную опухоль. Девушка страдала из-за этого. А когда узнала, что я знаю, как справиться с этой проблемой, ходила по пятам, чтобы помог. Будь я опытнее, вряд ли бы взялся за это. Но в воскресенье она пришла на операцию в 4-ю клиническую больницу. Я и еще один шестикурсник удалили бородавку. Наша знакомая была на седьмом небе от счастья, избавившись от такого “украшения”.

И медсестры стали приводить ко мне своих родственников с такими же проблемами. Во время одного из моих дежурств мне представили заведующего гаражом больницы, подполковника в отставке, который хотел избавиться от множества бородавок на теле. Я предложил убирать по одной, но бывший военный приказал: все сразу. Пришлось подчиниться, потому что никаких возражений он слушать не стал, хотя был предупрежден, что может подняться температура. В понедельник прямо с лекции меня вызвали к главврачу больницы. Я понимал, что так срочно благодарность не объявляют. Еду в клинику и думаю: за что устроят головомойку? Главврач с порога: вы уже закончили мединститут? Отвечаю: нет, еще пару циклов и госэкзамены. Она: значит, диплома у вас нет? А кто же тогда разрешил заниматься врачебной практикой? И тут мне говорят, что у заведующего гаражом тяжелое осложнение — сепсис. Я сразу возразил, что такого быть не может, потому что препарат, который применялся, убивает микробы. Объяснительную записку я написал, но оказался прав: заражения крови у моего пациента все-таки не было.

— Вы тогда остались работать в клинике?

— Нет. На распределении члены комиссии выяснили, что я не раз оперировал, и предложили поехать работать хирургом в районную больницу. А когда я отказался, сказав, что хочу быть только врачом-терапевтом, меня направили работать главным врачом в Добриневскую сельскую больницу Дзержинского района. Когда работал там, то всегда очень волновался за своих пациентов, особенно если у женщин открывались кровотечения, или вынужден был принимать роды на дому. Представьте: зима, метет, до райбольницы двадцать километров, а тут такие проблемы...

 Никакого героизма!

— Сейчас снято так много фильмов о работе врачей...

— И во всех доктора — настоящие герои. А ведь никакого героизма нет. Человек, который лечит, должен быть профессионалом и много знать.

Я вот до сих пор учусь. Тот врач, который после мединститута закрыл книгу, посчитав, что знает все, сразу ставит крест на своей карьере. Ведь медицина, и особенно клиническая фармакология, очень бурно развивается. В клиническую практику ежегодно внедряются десятки новых лекарственных средств. Во времена Чехова действительно можно было выучить все лекарства, которые тогда применялись. А сейчас только в Беларуси зарегистрировано около шести тысяч наименований препаратов. Одно и то же лекарство может иметь разные торговые названия. Но для успешной работы врачу-терапевту достаточно и пары сотен.

О личном

— Слушая вас, понимаешь, что вся ваша жизнь — это работа, лекции, консультации. А время на личную жизнь оставалось? Где вы, к слову, познакомились с женой?

— Она была очень любопытной студенткой, задавала на лекциях много вопросов и хорошо училась, и я, будучи преподавателем, обратил на нее внимание. А женился только в 32 года, как говорят, почти “польским кавалером”, который регистрирует брак в 33 года. Моя будущая жена работала тогда терапевтом в Брестской областной больнице. Оттуда я и привез ее в Минск.

— А ваши дети пошли по стопам родителей?

— Дочь Валерия тоже врач, сейчас воспитывает троих малышей. Лера окончила Белорусский медуниверситет, а также лингвистический университет и американский университет — по системе online. Она изучает этические аспекты проведения клинических исследований на людях. Нельзя без соблюдения этических норм лечить человека. Еще недавно моя дочь была единственным специалистом такого профиля в Беларуси. А сын Костя по образованию хирург, но занимается закупками лекарств.

— Что для вас важнее, семья или наука?

— Конечно, семья, в ней я нахожу смысл жизни. Человек создан для семьи, а не для науки. Наука — это увлечение. Не будь у меня семьи, не знаю, как бы сложилась жизнь. Мне приходилось видеть ученых, отрекшихся от семьи ради науки. Это одинокие люди, которых жалко, особенно когда они стареют... Жить ради науки нельзя. В жизни все должно быть гармонично — и семья, и исследовательская деятельность. Кстати, моя жена, которой предлагали учиться в аспирантуре, часто помогала мне, за что я ей очень благодарен.

— Представления об ученых у всех почти одинаковы: люди от науки в большинстве своем белоручки.

— Ну что вы! Я могу делать многое, но не на все хватает времени. Дачу построил сам. Люблю проводить выходные в деревне. У жителей той местности, где стоит наш домик, даже половины растений нет, которые выращивает моя жена. И я научился прививать деревья. В нашем саду около тридцати яблонь, есть груши, смородина, малина. В питомнике покупал лишь восемь саженцев, остальные деревья — моих рук дело.

— А можете ли вы удивить родных каким-либо кулинарным изыском?

— Еще как! Я умею печь пироги из дрожжевого теста.

— ?!

— Этому научила меня мама. Мои коллеги уже оценили их, и не раз. И с тех пор я совершенствуюсь в этом деле. Раз в неделю обязательно балую родных чем-нибудь вкусненьким. Люблю пироги с изюмом, вишней, курагой, гранатовыми корками. Мне редко удается что-то воспроизвести, каждый раз получается что-то новое. Даже приготовить утку с яблоками для меня не проблема.

— Если бы вы выиграли в лотерею миллиард рублей, что бы с ними сделали?

— К деньгам я отношусь весьма спокойно. И никогда не понимаю тех, кто стремится к накоплению. Автомобиль есть, жилье, что еще нужно? Разве что немного средств, чтобы путешествовать по миру. Это интересно!

— О чем вы мечтаете?

— Прежде всего о здоровье — своем, родных и близких. Хочу видеть всех счастливыми. Здоровье ведь — как счастье. Если человек его не замечает, значит, оно есть.

←279 героев

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика