Транзитный номер

Источник материала:  

Небольшая автостанция в агрогородке Довск Рогачевского района Гомельской области несколько месяцев была объектом пристального внимания общественности, выступавшей за то, чтобы ее не продавали с молотка. Теперь автостанции возвращен прежний статус. Но почему при этом нет ощущения победы и удовлетворения?

Продажа с аукциона нерентабельной недвижимости в регионах — одна из примет нашего времени. Некоторые здания уходят с молотка за одну базовую величину и обретают новую жизнь: там создают предприятия, магазины, агроусадьбы. Со зданием автовокзала в агрогородке Довск все было сложнее. Большая двухэтажная постройка советских времен хотя и расположена на бойком месте, на пересечении междугородних и даже международных транспортных магистралей, давно стала накладной в плане содержания для хозяев, рогачевского филиала № 9 ОАО “Гомельоблавтотранс”. Здание больше года ждало своего покупателя...

Несбывшиеся ожидания

Автостанция в Довске при большом количестве рейсов — в иные выходные их, по словам Ольги Куриленко, кассира и по совместительству уборщицы, может быть более четырех десятков, — большой прибыли действительно не приносит. Пассажир здесь “залетный”, транзитный, его интересы зачастую сводятся к желанию перехватить пирожок в точке общепита на короткой остановке и посетить туалет. Нельзя сказать, что предприятие не предпринимало попыток улучшить положение дел, в частности, с помощью сдачи в аренду части площадей. Но кардинально изменить ситуацию это не позволяло. Нужен был серьезный инвестор. И когда в конце прошлого года наконец появился покупатель, предприниматель из Бобруйска, директор рогачевского филиала “Гомельоблавтотранса” Руслан Кирейшин нарадоваться не мог. “Пришел человек со средствами, мы рассчитывали, что он сделает что-то современное”, — вспоминает Руслан Викторович.

Здание было продано с аукциона. В соответствии с договором — в свободное пользование. Тем не менее с новым хозяином была достигнута устная договоренность о том, что при дальнейшем использовании здания будут обязательно учитываться его первоначальные функции: гражданам будут продавать билеты, им будут предоставлены крыша над головой, туалет и тому подобное.

— Иначе просто не могло быть, — говорит руководитель филиала, — да и сам предприниматель понимал это. Насколько я знаю, он собирался создать предприятие придорожного сервиса с небольшой гостиницей, точкой общепита, всеми сопутствующими удобствами.

На протяжении нескольких месяцев уже автотранспортное предприятие арендовало у нового хозяина здание. Конфликт разгорелся в середине лета, когда предприниматель, заказавший проект будущего объекта сервиса, решил перейти к осуществлению своих планов: закрыл автовокзал (продажа билетов для вновь садящихся пассажиров осуществлялась водителями автобусов), оказался недоступным туалет, который и стал камнем преткновения. Во все инстанции полетели жалобы: мол, как же можно было лишить проезжающих пассажиров возможности справить естественную нужду? Одну из таких жалоб получила и “Народная газета”. Бушевали страсти примерно полтора месяца, после чего предприниматель, который вначале просто просил потерпеть немного, инициировал расторжение договора купли-продажи, что и было сделано сторонами.

Казалось бы, справедливость восторжествовала, все вернулось на круги своя: вокзал перешел к прежнему владельцу, продажа билетов идет через кассу, можно воспользоваться залом ожидания, функционирует туалет...

— Мы очень довольны, — говорят местные жители. — Нельзя, чтобы в агрогородке не было автовокзала.

В том, что вокзал нужен, нельзя не согласиться с местными жителями. Но такой ли, в том виде, в котором он предстает? В силу своих финансовых возможностей автопредприятие сделало внешний косметический ремонт. При мне истопник старательно колдовал над системой отопления, чтобы она запустилась. Нахождение в зале ожидания в холодную погоду, если его не прогреть, мало чем отличается от пребывания на улице, а жаркая погода наверняка заставит искать спасения от духоты на улице. В целом впечатление, мягко говоря, унылое, с этим согласны и проезжающие пассажиры.

— Был здесь лет десять назад, — высказал свое мнение пассажир автобуса, следующего из Могилева в столицу, назвавшийся Виталием, — автовокзал все хиреет и хиреет.

Дальнейшая судьба автостанции так и осталась головной болью для “нового-старого” владельца, хотя руководитель филиала и пытается бодриться: мол, некоторые предприниматели из Довска имеют к объекту интерес. Правда, при этом возникает резонный вопрос: почему ранее этот интерес ни во что конкретное не вылился?

Чужие здесь не ходят?

О неудавшемся хозяине автостанции в Довске предпочитают не вспоминать.

— Предприниматель повел себя неправильно, — лаконично прокомментировал случившееся председатель Довского сельисполкома Владимир Белоусов.

Человеком, бизнес которого не состоялся, в телефонном разговоре не стал жаловаться, но и не стал комментировать ситуацию, сказав лишь, что сейчас она уже для него не имеет значения. Тем не менее в голосе явно ощущалась досада, как бывает всегда, когда большим планам не суждено было сбыться. Спустя некоторое время бизнесмен перезвонил и сказал, что готов пообщаться более основательно... месяца этак через полтора, как только вернется в Беларусь, за пределами которой находится в данный момент по делам.

Есть в этой истории действующие лица, которые, думается, помимо пассажиров, от имени которых писались жалобы во все инстанции, сыграли свою роль в том, что ситуация получила именно такой исход. Это небольшая группа предпринимателей, которые разместили свой бизнес в роллетах, примыкающих к площадке автовокзала. Отношения с ними у теперь уже несостоявшегося владельца явно не сложились, наверняка из-за элементарной конкуренции. Хотя они и пытаются опровергнуть наличие таких настроений, приводя уже знакомые доводы главы местной исполнительной власти относительно того, что приезжий из Бобруйска “повел себя неправильно”. Правда, у них эта “неправильность” выглядит в своей интерпретации, мол, грозился огородить территорию автовокзала, а их роллеты развернуть “лицом” в другую сторону. Рассказали о бревне, которое он якобы положил с целью ограничить подъезд автобусов. (На следующее утро бревно это лежало на козырьке здания автовокзала: местные восстановили справедливость.) К слову, представитель автотранса в том, что бизнесмен прибег к такому способу ограничить доступ к объекту, не усмотрел ничего предосудительного, ведь надо же было начинать ремонт, в конце концов он ведь был уже хозяином не только здания, но и прилегающей к нему территории.

Цепочка ошибок

Кстати, руководитель филиала № 9 “Гомельоблавтотранса” Руслан Кирейшин на вопрос, не пыталось ли руководство предприятия предложить аренду хозяевам роллетов, которые могли бы вести свой бизнес под крышей автовокзала, ответил, что предлагали. Но это для них дороже, чем торговать с роллетов, а потому никто не согласился.

Само собой разумеется, местные “ипэшники” ни словом не обмолвились о проблемах, которые исходят с их стороны. В частности, одна из них связана с замусориванием территории. В сборе и вывозе мусора они не участвуют. Может быть, проблема эта и не столь глобальна, но когда она включена в смету расходов хозяйственника, решать ее за кого-то он конечно же не хочет.

Отношения у пришлого бизнесмена не сложились не только с местными предпринимателями, но и местной исполнительной властью, без поддержки которой развивать бизнес, согласитесь, непросто. Во всяком случае, лучше иметь такую поддержку.

Был еще один момент, который сыграл существенную роль в том, что бизнесмен, как говорится, “дрогнул”. Он получил отказ в том, чтобы самому продавать пассажирам билеты.

Думается, что и сам предприниматель допустил ряд ошибок, которые лежат на поверхности. Например, уж слишком завуалировал свой объект относительно дальнейшего использования, отсюда и домыслы, будто на месте бывшего автовокзала скоро будет казино. “А зачем оно нашему маленькому Довску?”— вопрошали в интернете не менее завуалированные авторы. А потому объекту не помешал бы паспорт с информацией относительно его будущего, что, собственно, и делается государственными и иными структурами при возведении или реконструкции зданий и сооружений. Конечно, трудно не согласиться с авторами письма в том, что хоть какая-та крыша на время перестройки и туалет должны быть. Словом, постепенно выстроилась цепочка из факторов, в результате которых стало невозможным наладить бизнес, предприниматель дал задний ход.

...Как сказал генеральный директор ОАО “Гомельоблавтотранс” Дмитрий Старостенко, время покажет, как распорядиться автовокзалом, с чем трудно не согласиться. Пока же он функционирует в прежнем режиме.

Cобственный корреспондент
по Гомельской области,
тел. (0232) 50-09-39,
e-mail: valena56@mail.ru

 

←Зимние мотивы и домашний комфорт

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика